Коммутация – это невидимая, но необходимая и очень важная составляющая любого проекта. Без коммутации, то есть переключения, не может обойтись ни бытовая, ни профессиональная аппаратура. В первом случае средства коммутации интегрируются непосредственно в технику: это селекторы каналов ТВ, переключатели входов и прочее. Но если представить себе даже сравнительно небольшой конференц-зал с одним дисплеем, станет ясно, что пультом дистанционного управления телевизором тут не обойтись.
|
Качественная организация презентаций немыслима без возможности оперативно чередовать изображение с компьютеров, в том числе ноутбуков докладчиков, DVD-плейера, документ-камеры, спутникового ресивера и прочих источников. Звук от микрофонов, которыми оснащаются конференц-залы в достаточном количестве, также необходимо коммутировать, иногда синхронно с изображением, а иногда и независимо. Крупный ситуационный центр, центр управления, диспетчерская – это еще больше аппаратуры, добавляются многочисленные камеры видеонаблюдения. Поэтому в профессиональной сфере коммутаторы составляют целый класс оборудования, обширный по количеству моделей и разнообразный по их возможностям.
Особенности коммутаторов
Подача сигнала с нужного входа на выход реализуется в простейшем случае с помощью механического переключателя, но чаще посредством реле и (в основном) электронных ключей. Обеспечивая контакт с минимальным сопротивлением, коммутаторы должны хорошо согласовываться с линией по входному и выходному импедансу. Некоторые модели должны обеспечивать произвольную группировку входов либо синхронную коммутацию нескольких групп входов разных типов. Это нужно для того, чтобы к каждому видео сюжету привязать свое звуковое сопровождение. Иногда такая привязка должна оставлять возможность вмешательства оператора при микшировании.
Решения
Коммутаторы можно каскадировать (объединять) по входам и выходам для построения коммутационной сети нужной конфигурации.
Коммутаторы для телестудий, во избежание подрыва изображения и щелчков в динамиках, вместе с другим студийным оборудованием синхронизируются от внешнего генератора кадровых импульсов. Переключение видео происходит во время кадрового гасящего импульса, а звука – в момент перехода нулевого значения сигнала. Может быть предусмотрено плавное понижение яркости и громкости и столь же плавное их нарастание после переключения. Поскольку в студиях часто требуется одновременное переключение больших групп источников видео и аудио, нужную комбинацию набирают заранее, а в нужный момент активируют переключение с помощью одной кнопки. Такие коммутаторы оснащаются соответствующим интерфейсом управления, иногда виртуальным (специальная компьютерная программа).
- Исполнение: стационарные компоненты U или 2U, малогабаритные устройства произвольной установки.
- Размерность: соотношение количества входов (или групп входов) к количеству выходов или групп выходов. Например, 4 х 1, 6 х 1, 16 х1 и т.д.
- Электропитание: от сети переменного тока (стационарные модели), от сетевого адаптера 12 В (малогабаритные модели). Пассивные механические коммутаторы питания не требуют.
- Типы входных и выходных разъемов: соответствуют конкретному интерфейсу и типу сигнала: BNC, RCA, XLR, RJ45 (RS-232/485, Firewire), USB, DVI, HDMI, «сухие контакты» и т.д.
- Входной импеданс: 50 Ом, 75 Ом (видео), 600 Ом (балансное аудио).
- Выходной импеданс: 50 Ом, 75 Ом (видео), 600 Ом (балансное аудио).
Области применения
Коммерческие и домашние кинотеатры, системы мультирум, стационарные и передвижные телестудии, монтажные, студии звукозаписи, системы управления и диспетчеризации, умного дома, охранной и пожарной сигнализации, охранного видеонаблюдения, ситуационные центры, центры управления, диспетчерские, супермаркеты, вокзалы, аэропорты, стадионы, гостиницы и т.д.