В названии «актовый зал» слышится отголосок из прошлого, большинство из нас помнят его по школьным годам. Сейчас эти пространства принято называть конференц-залами и конгресс-центрами. В любом случае, это помещение для проведения массовых мероприятий от собраний и концертов до кинопоказов и танцевальных вечеров.

СТАНДАРТНЫЙ КОМПЛЕКТ ОСНАЩЕНИЯ АКТОВОГО ЗАЛА
Это большой экран с проектором на сцене и акустические системы для вывода звука с микрофонов, а также музыкального сопровождения мероприятий.
Для работы в больших залах следует выбирать инсталляционный проектор, с достаточным световым потоком (не менее 1000 лм на квадратный метр площади экрана) и объективом, который обеспечит раскрытие изображения на весь экран с заданного расстояния. Проектор удобно закрепить на потолочном подвесе за верхней частью кулисы, если позволяет глубина сцены, или на потолке зала. Если есть техническая возможность и дизайнерская необходимость, проектор можно спрятать с помощью лифта в запотолочное пространство. Размещение проектора на авансцене снизу будет создавать тени от людей и предметов на экране и слепить лучом находящихся на сцене докладчиков и артистов, а подведенные кабели создадут угрозу падения и с точки зрения дизайна будут выглядеть неопрятно.
Лучшая поверхность для проекции – это экран постоянного натяжения. Но если зал многофункциональный и экран нужен не всегда, то можно использовать электроприводной экран, который сворачивается и прячется в короб на потолке. Короб можно спрятать за фальш-потолком. Если зал имеет вытянутую форму и расстояние до дальних рядов не позволяет комфортно рассматривать материалы на экране, рекомендуется использовать дублирующие экраны для зрителей, размещенные на боковых стенах или на потолке.
Более яркое изображение и без теней может создать видеостена из дисплеев или светодиодный экран. Однако в выключенном состоянии задник сцены будет черного цвета, для декорирования которого иногда используют шторы. Вторая особенность видеостен – теплоотдача, которая постепенно становится меньше в новых сериях оборудования.

Очень важно в актовом зале создать качественную систему звукоусиления. Она может состоять из линейных массивов, сабвуферов, точечных источников звука, микшера и микрофонов. Система звукоусиления актового зала должна быть способна воспроизводить музыку и речь на концертах и общих собраниях, а также на танцевальных вечерах и спектаклях. Каждая из этих задач требует своих решений, потому продумать ее, поставить правильно задачу интегратору – это залог успеха всех мероприятий в актовом зале.
Важнейшая часть создания правильного акустического пространства – акустическое моделирование помещения. Основные проблемы в актовых залах или музыкальных классах, часто встречаемые в учебных заведениях:
- избыточная реверберация;
- порхающее эхо.
Эти негативные факторы приводят к низкой разборчивости речи и плохому восприятию музыки, но их можно нивелировать акустической отделкой. Акустический расчет покажет проблемные места в помещении, а специалист-акустик предложит варианты отделки материалами с правильными акустическими свойствами.
Большой экран и акустика – это стандартный комплект для актовых и конференц- залов. Чаще всего еще бывает необходимо световое оборудование, системы записи и трансляции, синхронного перевода, дополнительные средства отображения. Выбирать технологическое оснащение зала нужно, продумав все форматы его использования. Рассмотрим самые распространенные сценарии.
ПРЕЗИДИУМ И ТРИБУНА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИЙ
Часто используемый вариант расположения президиума на сцене − спиной к общему экрану − не всегда удобен, так как сидящие в президиуме
- не видят материалов, отображенных на общем экране;
- перекрывают собой контент на нижней части общего экрана.

Перечисленные ошибки проектирования решаются
- размещением общего экрана выше, с сохранением пространства для сидящих людей;
- дублированием контента с общего экрана на мониторы, стоящие на полу перед президиумом, или на выдвижные мониторы в столе президиума;
- расположением президиума сбоку от сцены.
Для выступающего с докладом на конференции нужно обеспечить
- усиление голоса;
- визуализацию и озвучивание материалов на большом экране;
- систему коммутации и быстрого подключения к звуковой системе и проектору в комнате контроля.
Эти задачи можно решить, как с трибуной, так и без нее. Для докладчика можно выбрать ручной микрофон, микрофон-петличку, крепящуюся на одежду, или стационарный микрофон, закрепленный на трибуне. В последнем варианте нужно предусмотреть длинную гибкую «шею» микрофона, так как докладчики могут быть разного роста.
Для показа цифровых материалов докладчика, управления ими (перелистывать слайды, запускать / останавливать видео, выделять необходимые фрагменты для привлечения внимания слушателей) возможно несколько вариантов.
Стационарный компьютер, установленный в зале или в операторской.
Этот вариант удобен тем, что на сцену не выводятся кабели для подключения ПК и необходимости в трибуне нет. Докладчик переключает слайды кликером, а вот прочие возможности ему недоступны. Возможно, даже понадобится «голосовое управление» через обращение к оператору вроде сакраментальной фразы «следующий слайд, пожалуйста». Чтобы докладчик мог видеть материалы, которые выводятся на экран, не поворачиваясь к аудитории спиной, нужно предусмотреть дублирующий монитор. Если вывести на него таймер с обратным отчетом времени, проблема соблюдения тайминга на выступление будет частично решена. Еще одной проблемой может стать несовместимость форматов, которые поддерживает ПК в зале, и материалов докладчиков. Чтобы перед началом конференции не возникло непредвиденных обстоятельств нужно подготовить райдер с описанием форматов, в которых докладчики должны предоставить материалы. Но на практике этот прием не всегда работает.
Ноутбук докладчика.
В этом варианте не будет проблем с совместимостью форматов, переключением слайдов и необходимостью дублирующего монитора для докладчика. Но потребуется аккуратно подвести и скрыть необходимые кабели к трибуне и обеспечить их разнообразие (HDMI, VGA, DVI, аудио). Возможно подключение через систему беспроводных презентаций. Минусы: не все докладчики готовы привозить свои ноутбуки. Да и во время конференции обидно тратить минуты на переподключение устройств. Этот вариант оптимален для выездной конференции, а не для стационарного конференц-зала.
Интерактивный встраиваемый дисплей в трибуне.
Самый удобный, но и самый дорогостоящий вариант. Интерактивная панель со встроенным ПК позволяет докладчику не только видеть контент экрана прямо перед собой, управлять показом видео и анимацией, но и делать пометки поверх презентации, увеличивать изображения, выделять необходимые фрагменты.
Какие еще возможности можно добавить для президиума и докладчиков?
- Локальная подсветка зоны размещения докладчиков, президиума.
- Мобильные микрофоны для нескольких человек при работе в разных форматах: Public talk, президиум конференции, вопросы из зала.
- Дополнительные экраны не только для президиума и зрителей на дальних рядах, но и для выведения рядом с общим большим экраном изображения удаленно выступающих докладчиков, текстового перевода их речи или сурдоперевода, дополнительных материалов, информации о программе выступлений.
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ И ЗАПИСЬ
В конференц-или актовом зале есть возможность организовать профессиональную съемку и прямую трансляцию мероприятий. При грамотно спроектированной системе организаторам не понадобится приглашать операторов для съемки. С помощью PTZ камер, работающих на программируемых предустановках – пресетах ракурса съемки – управлять трансляцией может один человек.
Обычно, для записи и трансляции по залу распределяют от трех до пяти PTZ-камер высокого разрешения, настроенных на общий вид, крупный план, виды сбоку, вид на аудиторию. Камеры лучше крепить к потолку или на стены, предусмотрев прокладку кабеля для управления и питания по PoE.
Для съемки крупных планов в автоматическом режиме нужно предусмотреть систему автотрекинга. Камеры будут автоматически наводиться и держать в кадре докладчика или актера во время его перемещения по залу.
Такой комплекс оборудования для записи видео и трансляций позволит создавать видеоархив важных событий о жизни компании, университета, школы, транслировать их в прямом эфире на хостингах или на дисплеях в холлах и респшен.

СИСТЕМА СИНХРОННОГО ПЕРЕВОДА
Если в зале планируется проведение международных конференций с приглашением гостей, говорящих на других языках, полезно приобрести систему синхронного перевода и оборудовать рабочие места для синхронистов. Помимо пульта переводчика с микрофоном, нужно установить монитор, на который будет выведена трансляция докладчика крупным планом.
ЗАЛ-ТРАНСФОРМЕР
В корпорациях, конгресс-центрах и отелях, предоставляющих помещения в аренду для разного рода событий, популярен формат залов-трансформеров. Это пространства, которые можно достаточно легко видоизменить под разные форматы проведения мероприятий или разное количество гостей: конференцию, совещание, круглый стол, торжественный прием или ужин. В пространство встраиваются складывающиеся или выдвигающиеся стены, которые превращают большой зал в несколько помещений для круглых столов или семинаров. После общей пленарной сессии делегаты расходятся на секционные встречи в этом же зале, но уже поделенном на несколько отдельных помещений. Такой способ организации пространства экономит место и позволяет конфигурировать зал под необходимые форматы.
Для продуктивной работы в каждой из разделенных комнат необходимо обеспечить их независимыми системами отображения и звукоусиления. Но в то же время обеспечить объединение всего существующего оборудования в единый комплекс. Тогда при проведении общего мероприятия все акустические системы будут равномерно распределять звук, а дополнительные средства визуализации станут дублирующими экранами или экранами с сопровождающей информацией.
Важнейшим критерием качества в работе зала-трансформера является надежная звукоизоляция конфигурируемых площадей. Большинство перегородок, которые разделяют целый объем на его функциональные части, не обеспечивают должной защиты от шума. Поэтому, достаточно часто поступают жалобы на звуки и шумы от «соседей» из соседней части зала.
Единственным верным решением может служить расчет звукоизоляции. Компания AUVIX выполняет этот вид расчета с высоким уровнем производства работ, наши специалисты укомплектованы специальным измерительным оборудованием (машина ударных шумов, специализированное измерительное оборудование).
Результатом проводимых измерений и работ становятся рекомендации по применению перегородок с индексами звукоизоляции, которые обеспечат нужный уровень «тишины» в каждом акустическом объеме. В целом это обеспечивает владельцу объекта хорошо работающий зал без претензий заказчиков.

В любых конфигурациях оснащения нужно продумать безопасность оборудования. Все устройства должны быть надежно закреплены на подвесах, но при этом обязательно быть доступными для обслуживания. Часть оборудования может быть убрана в рэковые шкафы, кабели спрятаны, а доступ к ним в разных местах зала и сцены обеспечивается лючками.