Средства визуализации и интерактивные решения в образовании

Высокотехнологичные средства для обеспечения учебного процесса образуют одну из наиболее существенных страт отечественного ИТ-рынка. За последние годы федеральный и местные бюджеты направляли на образовательные цели значительные суммы, что позволило начать оснащение школ, вузов и прочих учебных учреждений необходимым им современным оборудованием. Тенденция эта, очевидно, продолжится. Совсем недавно, 11 октября нынешнего года, на заседании правительства Российской Федерации была принята государственная программа “Развитие образования”, рассчитанная на 2013—2020 годы. В её рамках, как заявил Дмитрий Медведев, расходы федерального бюджета на период до 2020-го составят 4 трлн. руб., а консолидированный бюджет образования до 2015-го приблизительно оценивается в 8 трлн. руб. — сумма, сопоставимая с планируемыми затратами на оборону за тот же период.

Заметная доля этих средств будет выделена на приобретение ИТ-решений, которые помогут повысить качество и эффективность обучения. И речь здесь не о компьютерах для кабинетов информатики — точнее, не столько о них, сколько о технике для перевода всего образовательного процесса на высокотехнологичные рельсы. Простор для этого до сих пор имеется весьма внушительный. К примеру, уровень проникновения интерактивных досок в систему среднего образования аналитики оценивают всего в 16,5% — при том, что уже в настоящее время российский рынок таких решений является четвертым в мире по общему объему.

Отечественные образовательные учреждения нуждаются прежде всего в коллективных средствах визуализации информации — таких, как документ-камеры, проекторы, интерактивные доски, плазменные и ЖК-экраны и т. д. Наряду с ними, разумеется, необходимы и решения, позволяющие эффективно вовлекать учащихся в учебный процесс, развивать у них навыки индивидуальной и совместной работы, а также оценивать уровень усвоения учебного материала и рост знаний каждого на персональной основе.

Интерактив в настоящем и будущем

Многолетняя федеральная целевая программа “Образование”, безусловно, принесла заметные плоды на ниве проникновения высоких технологий в российские учебные заведения. И всё же работать ещё есть над чем.

Елена Безрукова, руководитель программ проектов Департамента системной интеграции AUVIX:

По-прежнему остается актуальной проблема недостатка образовательного контента, отсутствует единая централизованная система управления техническими средствами обучения и их эксплуатации (так называемые центры мониторинга ТСО), не решаются вопросы энергоэффективности внедренных ИТ-решений. Далеко не везде внедряются комплексные ИТ- и AV-проекты".

Средства визуализации и интерактивные решения в образовании

Разумной представляется следующая оценка: в России — более 50 тыс. школ, в которые за несколько последних лет было поставлено порядка 100 тыс. интерактивных досок. Получается всего по две доски на одну школу, но в реальности ситуация еще плачевнее: на одно учебное заведение, щедро укомплектованное интерактивными досками, приходится полтора десятка таких, где их попросту нет. Так что большинство школьников и учителей в России еще только мечтают о том, чтобы их школы вышли хоть на какой-то уровень оснащённости интерактивными средствами обучения с возможностью применения этих средств в повседневной активной работе.

Михаил Вакуленко, менеджер по работе с ключевыми клиентами представительства NEC Display Solutions в России:

На данный момент уровень оснащения образовательных учреждений ИT-оборудованием в целом оставляет желать лучшего. C интерактивными решениями ситуация даже хуже: если интерактивные технологии и проникают в обучение, то лишь в некоторых частных школах и вузах. Бюджетные учреждения в большинстве своем пока не могут позволить себе подобных инноваций".

Средства визуализации и интерактивные решения в образовании

Вне всякого сомнения проекционное оборудование — один из наиболее быстроразвивающихся сегментов в образовании, даже несмотря на то, что именно проектор становится, как правило, первым ИТ-устройством коллективного пользования, приобретаемым для того или иного учебного учреждения. В настоящее время востребованы абсолютно любые ИТ-решения для образования — от простейшего оснащения классов компьютерной и проекционной техникой и доступом к Интернету до разработки программного обеспечения для уроков, электронных учебников и пр. Между тем, с каждым годом в образовании увеличивается доля короткофокусных и ультракороткофокусных проекторов, а продажи интерактивных моделей вообще растут рекордными темпами каждый квартал. Стоит отметить и рост продаж документ-камер, которые расширяют возможности преподавателя в образовательном процессе.

Говоря о внеклассных ИТ-решениях, Михаил Вакуленко упоминает разнообразные онлайновые сервисы, которые можно организовать локально в каждом учебном заведении. Виртуальные библиотеки с авторизованным доступом к учебным текстам, тесты и домашние задания, выполнение которых предполагается вне класса с использованием ПК или других устройств, — такие сервисы значительно повышают уровень интерактивности учебного процесса и позволяют не выпадать из него, даже когда невозможно посещать школу или вуз (по болезни, например).

Наиболее востребованы сейчас решения по оснащению начальной и средней школы, а также оборудование для предметных классов. Это и моноблоки, и ноутбуки учителя и учеников, включая СМПС (компактные школьные нетбуки с поворотным экраном, противоударным корпусом и специализированным учебным ПО), и мобильные компьютерные классы, и интерактивное оборудование. Постепенно начинается информатизация старших классов школ и вузов.

Исходя из многолетнего опыта работы с вузами, Елена Безрукова выделяет следующие наиболее востребованные ИТ-решения в сфере образования: студии видеоконференцсвязи/записи, трансляции и архивирования учебных видеоматериалов; центры трехмерного моделирования и виртуальной реальности (CAVE-системы, 3D-центры), а также центры мониторинга ТСО.

Вообще интерес к созданию специализированных учебных центров можно расценивать как вполне сложившуюся на данный момент тенденцию. И это не случайно, поскольку задача воспитания высокопрофессиональных кадров стоит на повестке дня крайне остро, и для ее эффективного решения давно пора задуматься об интеграции науки, образования и бизнеса. Причём в ходе создания таких интеграционных решений необходимо делать упор не только на технологическое обеспечение образовательного учреждения, но и предлагать разработку образовательного контента. Это особенно актуально для центров трехмерного моделирования и виртуальной реальности.

Обучение, интеграция и поддержка

Во все (прежние) века структура обучения была вполне определённой и односторонне направленной. От учителя, который безоговорочно обладал более внушительным и систематизированным багажом знаний, информация в той или иной форме передавалась ученику. Теперь же ситуация совершенно иная: в отношении высоких технологий многие школьники дадут заметную фору даже отдельным вузовским преподавателям.

Высокие технологии в образовании, по мнению Михаила Вакуленко, — это совсем не сложно; скорее, наоборот, интересно. В первую очередь для самих учащихся, что в конечном счете отражается на повышении успеваемости.

Специалисты считают, что эффективному использованию современной техники необходимо прежде всего обучать преподавателей. С другой стороны, и техника должна быть максимально проста для использования на уроках. Вообще ИТ в учебном процессе — это безумно сложно и долго, если всё делать правильно. Полноценное внедрение высоких технологий подразумевает изменение методик, учебников, переподготовку учителей, оснащение классов и прочее. В реальности, к сожалению, все часто вырождается в два крайних случая: либо класс оснащается супертехникой, которая в ходе уроков простаивает, либо учитель-энтузиаст работает безо всякого оборудования.

Вопрос повышения квалификации преподавателей в работе с интерактивным оборудованием — один из краеугольных камней улучшения качества образовательного процесса. Просто заставить классы проекционным и интерактивным оборудованием недостаточно; необходимо гармонично вписать высокие технологии в методики обучения, не ломая их. Многие производители предлагают программные среды для создания уроков, которые, к сожалению, зачастую мало совместимы с другими приложениями, не всегда просты в освоении и могут не подходить для образовательного процесса в российских реалиях. В то же время ряд отечественных компаний специализируется на создании готовых интерактивных уроков, которые отличаются высоким техническим уровнем исполнения, современными и адаптированными методическими решениями. Кроме того, такие продукты (уроки, энциклопедии, электронные учебники, лабораторные работы и т. д.) можно использовать с оборудованием совершенно разных производителей, не привязываясь к какой-то программной среде.

А вот у преподавательского состава вузов, по опыту Елены Безруковой, особых сложностей с использованием оборудования не возникает. Этому, конечно, способствуют усилия самого интегратора. В результате ИТ становятся неотъемлемой частью учебного процесса. Улучшается усвоение учебного материала, возрастает мотивация студентов, и как результат упрощается сам рабочий процесс преподавателей. Такие заказчики в сфере образования, как МАРХИ, МАИ, МГСУ, МГЛУ, Финансовый университет, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, МГУПС (МИИТ), КПФУ и многие другие, уже давно являются пользователями многофункциональных учебных аудиторий, лингафонных классов, специализированных студий, учебных ситуационных центров, 3D-лабораторий и прочего.

Вообще интегрированные комплексные системы — очень перспективное направление, причем не только в сфере образования. Только комплексные интеграционные решения дают высокий КПД, при котором понижается стоимость владения.

“Сложностей тут никаких нет, одни преимущества”, — убеждён Михаил Вакуленко. Основной проблемой зачастую является невозможность тиражирования учебных комплексов для отдельных учебных заведений, что связано, как правило, с уникальностью изучаемых предметов. Для подобных случаев необходимо разрабатывать уникальные решения. Если же говорить о “стандартном” образовании (курс средней школы, к примеру), то сочетание продуманного комплекса аппаратного обеспечения и специализированного учебного ПО вполне можно внедрить в масштабах целой страны и таким образом повысить эффективность образовательного процесса на всех уровнях.

Надо сказать, что роль системных интеграторов в обеспечении ИТ-поддержки учебного процесса весьма велика. Тот же Михаил Вакуленко отмечает, что интеграторы — самый главный проводник ИT-решений производителей в стены образовательных учреждений. Именно они в большинстве случаев имеют дело с представителями образования, разрабатывая наиболее оптимальные решения для каждого отдельного учреждения. Хотя наибольший эффект от внедрения “высоких информационных технологий”, безусловно, возникает от совместной работы производителей, интеграторов, преподавателей и разработчиков учебных программ.

На самом высшем уровне

Сетовать на нерешительность и нерасторопность официальных органов образования — давняя отечественная традиция. Однако для бизнеса, непосредственно занятого в этой сфере, пустые воздыхания неприемлемы. Дорогу, убеждена Елена Безрукова, осилит идущий; именно с таких позиций необходимо строить свою работу ИТ-компаниям на рынке образования. В частности, в России давно назрела необходимость создания специального комитета или сообщества по информационному и аудиовизуальному проектному обеспечению вузов. Диалог с официальными структурами может быть невероятно эффективным при условии проведения ряда реформ, необходимых отрасли образования. Можно надеяться, что определенные шаги в этом направлении сделает новый министр образования. Михаил Вакуленко отмечает, что зачастую производители и представители образования совместно разрабатывают решения с последующим их внедрением в учебный процесс.

К сожалению, разрыв между Россией и ведущими мировыми державами в плане внедрения высоких технологий в образование поистине колоссален. Наши бюджетные учебные заведения, коих по всей стране большинство, пока не в состоянии оснастить учебные классы в соответствии с мировыми трендами, в этом убеждён Михаил Вакуленко. Можно, впрочем, с удовлетворением отметить, что в последние годы повышению уровня технологической оснащенности школ и вузов уделяется большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровне. По мнению Елены Безруковой, некоторые решения российского рынка AV-интеграции не уступают европейским и даже превосходят их по некоторым параметрам. Конечно, пока настолько высокий уровень оснащения в нашей стране могут позволить себе только ведущие учебные заведения, получившие гранты на развитие или имеющие статус научно-исследовательского, федерального либо отраслевого учреждения. Те же вузы, у которых нет финансовых возможностей, до сих пор имеют низкий уровень информатизации, и поддержка со стороны государства им однозначно необходима.

 

07.11.2012

Источник: Максим Белоус, PC Week, 01.11.2012


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

06.12.2016

AUVIX и Optoma стали технологическими партнерами Moscow Decompression-2016

Moscow Decompression - вечеринка крупнейшего американского фестиваля Burning Man. Ежегодное событие было организовано в четвертый раз и стало самым крупным в истории проведения Decompression в России.

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.