Инновационные аудиовизуальные технологии в сфере образования

Динамика современной жизни заставляет нас предъявлять новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Именно поэтому все шире внедряются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), расширяющие границы традиционных образовательных методик. Высшие учебные заведения все больше внимания уделяют инновационным методам подготовки конкурентоспособных специалистов для приоритетных отраслей экономики России, базируясь на передовых ИКТ-технологиях. В данной статье мы расскажем об актуальных тенденциях подготовки высококвалифицированных кадров для науки и наукоемких производств, современном применении средств ИКТ в образовательном процессе и тенденциях их развития.

Современная наука, бизнес и образование неразрывно связаны. Теоретически эта цепочка представляет собой учебные заведения, которые готовят кадры для конкретного сектора экономики с учетом последних научных разработок.

Сегодняшний работодатель  выдвигает высокие требования к специалистам, которые, с одной стороны, должны быть молодыми, а с другой стороны — при этом иметь навыки работы. Например, специалисту, идущему работать в газовую отрасль, важно понимать, как выглядят газотранспортный логистический центр или центр управления разработкой нефтяных месторождений. Для него не должно быть загадкой, с помощью каких технических средств там работают и принимают решения, что ложится в основу исследовательской деятельности. Все это возможно, если выпускник пройдет в вузе этап имитационной работы, а затем плавно интегрируется в рабочую среду.

Стоит отметить, что максимальный эффект от подобной интеграции образования, науки и бизнеса достижим в том случае, если в решении задач применяется системный подход. Проекты, реализуемые компанией AUVIX, — многофункциональные учебные центры, центры мониторинга и управления, ситуационные центры, центры трехмерного моделирования и виртуальной реальности, другие аудиовизуальные комплексы — создаются под конкретную задачу, определенные типы преподавания, формы работы и мероприятия, которые проводят вузы в рамках образовательной деятельности. А также и под потребности, связанные со взаимодействием вузов с коммерческими организациями, НИИ, высшими учебными заведениями в мировом сообществе. На базе вузов сегодня проводится работа не только по развитию образовательных навыков, но и по генерации новых научных направлений и представлению результатов данной деятельности государственному и бизнес-сектору. Поэтому реализуемые аудиовизуальные решения должны, учитывая мировые тенденции, представлять собой передовые технические средства, способные развивать новые формы преподавания, являя собой многогранность, а не типизацию данного процесса.

Если мы имеем дело с гуманитарным вузом, например связанным с языкознанием, подразумевается многообразие средств, активизирующих мыслительный процесс, — интерактивные решения, мультитач-технологии, нестандартные системы проекции, а учитывая гуманитарный характер учебного заведения, обязательна и простота использования комплексов. Если мы говорим о технических вузах, уместным будет все, что связано с 3D-технологиями, с организацией высокопроизводительных вычислений, отображением информации в формате высокой четкости, с возможностью проведения сеансов видео-конференц-связи.

Стоит отметить, что общей актуальной потребностью является и удобная организация места докладчика в аудитории — например, интерактивный планшет для внесения графических комментариев по ходу доклада, лекции и/или возможность подключения ноутбука ведущего мероприятия. Важной является возможность записи проводимых мероприятий и, конечно, применение интегрированных систем управления комплексом. Я перечислила лишь некоторые очевидные технические возможности, а на самом деле их гораздо больше. Компания AUVIX при разработке технической концепции всегда учитывает мировые тенденции в области аудио- и видеотехники. На основании диалога с заказчиками мы предлагаем привнести в работу что-то новое и находим понимание с их стороны.

Еще одним немаловажным аспектом является необходимость стройной системы научных разработок, своевременно внедряемой в рабочие процессы, касается ли это оптимизации переработки нефти и газа или разработки станков, минимизирующих время производства продукции. В качестве примера хотелось бы отметить Московский государственный строительный университет, где четко прослеживается целенаправленность всех разработок, которые рождаются благодаря пониманию вузом задач бизнеса. Это происходит в результате непосредственного общения представителей образовательной структуры, научной сферы и бизнеса на конференциях и совместных мероприятиях. Такой диалог приводит к тому, что любые внедряемые решения, сами навыки специалистов, а также итоги разработок научной сферы имеют конкретный измеримый результат. И тогда становится понятно, для каких целей государство вкладывает ресурсы.

Наша компания убеждена в том, что развитие научно-исследовательских и федеральных университетов, поддержка ведущих отраслевых вузов направлены на решение задачи создания взаимовыгодного сотрудничества между бизнесом, государством, образованием и наукой.

Эту же цель преследуют отраслевые центры, создаваемые AUVIX. Например, Лаборатория принятия управленческих решений Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) создавалась нами именно под задачу интеграции науки, бизнеса и образования. Чтобы в этом центре генерировались передовые экспертные мнения, новые разработки, проводился анализ отрасли.

С той же целью созданы учебно-ситуационный центр и центр трехмерного моделирования и виртуальной реальности в Московском государственном лингвистическом университете. Планируется, что специалисты бизнес-структур, например, туристического сектора, будут заниматься по тематике международного туризма, экономя тем самым свой корпоративный бюджет. Созданные на базе сценариев преподавателей МГЛУ учебные приложения позволяют приобретать самые разнообразные навыки представителям факультетов других вузов. Например, существует учебное приложение по криминологии. Все приложения строятся таким образом: просмотр тематической лекции и выполнение практического теста. Иными словами, прежде чем студенты допускаются к осмотру места происшествия, они приобретают виртуальный опыт, благодаря чему минимизируется количество ошибок в реальной работе.

В каких же учебных заведениях и крупных корпоративных организациях существуют подобные центры? К сожалению, пока их не так много. Однако важно не столько количество, сколько качество создаваемых решений. Например, такой ЗD-центр, как в МГЛУ, — единственный в Европе. И дело не только в его техническом оснащении, а в том, что центр в состоянии прицельно решать задачи гуманитарного образования. Проект является финалистом международного конкурса интеграционных AV-решений InAwards и получил мировое признание благодаря тому, что это первый ЗЭ-центр, призванный решать задачи гуманитарного профиля. В Европе, например во Франции, Бельгии, Германии и др. странах, такие центры решают задачи медицины, нанотехнологий или проектирования в строительстве, архитектуре и дизайне. Никому не пришло в голову создавать их для языкознания и отработки гуманитарных навыков. Мы, конечно, гордимся этой работой, причем не столько аппаратным обеспечением, сколько созданием именно виртуальных приложений, тех учебных материалов, над которыми мы, при непосредственном участии МГЛУ, долго трудились. Благодаря этому создан мощный действенный инструмент работы.

Важно, что отдачу от мультимедийных технологий можно увидеть сразу, поскольку это то, что применяется в повседневной работе и является необходимым вспомогательным инструментом. Достаточно легко измерима эффективность внедрения таких комплексов. МГЛУ проводил исследование в 3D-лаборатории, анализируя эффективность обучения с погружением в виртуально моделируемую среду. Результаты показали, что при этом повышается уровень запоминаемости, причем занятия в такой аудитории воздействуют на долговременную память, усваивается больший объем информации.

Интеграция как организационно-экономический процесс — это объединение ресурсов научного и образовательного комплексов, в том числе и их инновационных потенциалов, для получения конкретного измеримого результата.

Современные аудиовизуальные решения должны предоставлять многообразие форм работы разным пользователям: экспертам-аналитикам, студентам и преподавателям. Базируясь на передовых технологических разработках, AV-решения должны оставаться актуальными в своей инфраструктуре на несколько лет вперед, имея возможность модернизироваться без изменения архитектуры решения. На данный момент, к сожалению, нельзя сказать, что каждый AV-проект — это продукт интеграционного для разработки решений, что подтверждается тем, что наша компания привлечена в качестве экспертов по созданию таких решений как в вузах, так и в бизнес-структурах. Важно отметить, что и вузы, и представители научных учреждений, и бизнес-структуры готовы к подобному сотрудничеству, а компания AUVIX обладает всеми ресурсами для его успешной реализации.

Экспертное мнение

Мариф Курбанович КурбановМариф Курбанович КУРБАНОВ,
проректор по инновациям и новым образовательным технологиям Московского государственного лингвистического университета

Лаборатория трехмерного виртуального моделирования представляет собой аппаратно-программный комплекс с уникальным светопроекционным оборудованием, позволяющим получать трехмерное стереоскопическое изображение. Лаборатория пред­назначена для проведения научных исследований с использованием ме­тодов трехмерного моделирования, в том числе с удаленным доступом, а также для применения в учебном процессе на основе эффекта мак­симального погружения в образо­вательную среду с использованием виртуальной реальности.

С 2009 г. и по настоящее время на базе лаборатории проходят занятия со студентами МГЛУ по всем направлениям подготовки на базе уроков и прикладных приложений, созданных в университете. Произведена аналитическая работа по оценке эффективности использования в образовательном процессе инструментов трехмерного виртуального моделирования.

Лаборатория позволяет формировать практические навыки обучаемых за счет виртуального погружения в среду и создавать до­полнительную мотивацию к обуче­нию.

На базе лаборатории можно организовывать занятия по повышению квалификации работников различного профиля деятельности. Особенно это актуально для таких отраслей, как нефтегазодобывающая, строительная индустрия, авиаи автомобилестроение. С помощью трехмерных моделей изучаемых объектов можно более эффективно, в сжатые сроки совершенствовать навыки сотрудников коммерческих организаций самого широкого спектра деятельности.

В 2010 и 2011 гг. были организованы курсы повышения квалифика­ции преподавателей государственных образовательных учреждений лингвистического профиля выс­шего профессионального образо­вания России. На базе трехмерных моделей глубинных нефтяных и га­зовых скважин можно исследовать модели поведения в различных ситуациях, доступные только при ЗО-моделировании. Лаборатория обладает обширными возможностями для проектирования архитектурных и иных строительных объектов. Еще на этапе эскизного проектирования предоставляется возможность исследования характеристик на основе виртуальных моделей проектируемых объектов.

Специалисты в области авиа- и автомобилестроения также имеют возможность при проектировании и эксплуатации вырабатывать на базе трехмерных моделей экспертные заключения по совершенствованию функциональных особенностей моделей устройств.

 

11.05.2012

Источник: Елена Безрукова, Ректор вуза, 5/2012.


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

28.11.2016

Вебинар «Решаем вопросы аудио оснащения переговорных комнат»

Продакт-менеджер по звуковому оборудованию AUVIX Мария Кузьо рассказала об особенностях звукового оборудования для различных сфер применения.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.