3D-реальное образование

Источник: Журнал «InAVate», www.inavate.ru

В рамках Национального проекта «Образование» реализуется, казалось бы, невозможное: новейшие технологии становятся доступными тому, кому это больше всего требуется — студентам.

Во всем — и инновации не исключение — важен системный подход. В 2009 году был создан консорциум университетов России, внедряющих технологии трёхмерного моделирования и виртуальной реальности (ВР 3Д), в который помимо Московского Государственного Лингвистического Университета вошли и другие ведущие российские вузы — МГСУ, МАРХИ, МГУПС и другие.

Единственной коммерческой компанией, входящей в состав консорциума, является московская AUVIX. Проекты, осуществленные AUVIX в МГЛУ, стали примером, когда инновации существуют не на бумаге, а в реальной жизни. Здесь готовится научно-методическое обоснование применение данной технологии, проводятся эксперименты. Сегодня в распоряжении МГЛУ уже два полностью оборудованных высокотехнологичных объекта: большой лекционный «зал виртуальной реальности» на 90 человек и 3D-лаборатория на 15 студентов.

Кстати, технологическое перевооружение лингвистического ВУЗа на этом не заканчивается: специалисты компании AUVIX, воплотившие и два уже существующих проекта (а один из них еще и стал финалистом премии InAwards 2009 в номинации «Проекты для образования»), строят в МГЛУ еще и учебный Ситуационный Центр.

С одной стороны внедрение 3D технологий в образовательный сектор продиктовано самим временем. А с другой — интеллектуальное погружение в виртуальную среду помогает студенту глубже понять суть явлений и повысить эффективность усвоения учебного материала. Проведение занятий в этой среде вырабатывает устойчивые профессиональные навыки поведения в типовых и нестандартных ситуациях.

По словам проректора МГЛУ по инновациям и новым образовательным технологиям Марифа Курбанова, идея довольно долго вынашивалась, однако те рыночные предложения, которые имелись на тот момент, не удовлетворяли требованиям ВУЗа. Требовалось создать проект «под ключ», начиная от подбора АВ- и IT-оборудования и заканчивая внедрением в постоянную учебную практику специально разработанного на основе методического материала софта. Специалистам AUVIX и профессорам МГЛУ потребовалось четыре месяца для того, чтобы сформулировать концепцию проекта.

По словам проректора МГЛУ по инновациям и новым образовательным технологиям Марифа Курбанова, идея довольно долго вынашивалась, однако те рыночные предложения, которые имелись на тот момент, не удовлетворяли требованиям ВУЗа. Требовалось создать проект «под ключ», начиная от подбора АВ- и IT-оборудования и заканчивая внедрением в постоянную учебную практику специально разработанного на основе методического материала софта. Специалистам AUVIX и профессорам МГЛУ потребовалось четыре месяца для того, чтобы сформулировать концепцию проекта.

Площадь помещения большого лекционного зала предполагала наличие достаточно большого экрана, однако его геометрия совершенно отвергала возможность использования технологии обратной проекции. Вариант с натяжным экраном сразу же отпал, требовалось более надежное решение; монолитный экран просто не проходил в дверной проем, а собирать его из нескольких частей, основываясь на предыдущем негативном опыте, не захотели инсталляторы.

Что делать? Было принято решение соорудить конструкцию и залить экран специальным составом для показа 3D изображений. На экран выводится изображение с двух трехчиповых DLP проекторов Barco яркостью 12000 лм и разрешением 1920x1200. Их уникальность в том, что внутри установлено подвижное цветовое колесо. В результате достигнуто отличное качество 3D изображения с использованием пассивных 3D очков, причем встроенная функция проектора позволяет также показывать обычную плоскую картинку, например, презентации PowerPoint. Для демонстрации стереоскопического изображения применяются компьютеры Dell T7400 со встроенной видеокартой NVidia Quadro FX4800.

За звуковое наполнение пространства отвечает звуковая система JBL и усилители Crown. Управление всей системой, в том числе и зонами света в зале, осуществляется посредством беспроводной сенсорной панели Crestron, подключенной к процессору PRO2 по Wi-fi.

Самой сложной задачей для интеграторов из компании AUVIX оказалось создание контента — учебных приложений для факультетов перевода и переводоведения, теории и методики преподавания иностранных языков, международного права и туризма — который бы использовался и на лекциях, и на практических занятиях. При отсутствии опыта создания подобных проектов не только в России, согласитесь, управиться очень сложно. Однако сотрудники МГЛУ предоставили интеграторам большой запас методических материалов. В результате совместной работы с пятью компаниями-производителями контента, задача была выполнена. Причем специалисты AUVIX выступали своего рода «переводчиками» пожеланий заказчика, доносили до производителей контента ключевые моменты, которые необходимо было отразить в учебном приложении.

Примечательно также, что созданные для МГЛУ учебные приложения являются полноценными мультимедийными продуктами — это стереоскопические фильмы о Великобритании и Германии (странах, где были проведены съемки), анимированный курс лекций по международному праву и международному туризму, а также учебное приложение в виде интегративной игры. Каждый из этих учебных материалов предполагает не только просмотр с целью погружения, но и выполнение интерактивного задания, теста.

Несколько позже в МГЛУ была введена в эксплуатацию созданная на базе специального программного комплекса экспериментальная 3D-лаборатория. Она оснащена двумя рабочими местами студентов и рабочим местом преподавателя и рассчитана на индивидуальную или групповую работу с тематическими учебными приложениями. Рабочее место студента оборудовано шлемом виртуальной реальности с трекером, наушниками, графической станцией (c видеокартой nVidia Quadro 2 video output) и мониторами. А специальные учебные приложения на базе программной платформы 3Dvia Virtools Software Suite позволяют путем создания эффекта погружения в виртуальную среду изучаемых объектов, у студента, находящегося в приближенной к будущей профессиональной среде ситуации, формировать практические навыки, понимание сути явлений, процессов, моделируемых событий.

Мариф Курбанов так комментирует: «В университете уже видят, как технологии трехмерной визуализации использовать в работе будущего сетевого Университета ШОС или Института языков народов СНГ, где еще нет столь большого запаса учебно-методического материала, как по европейским языкам».

 

16.11.2010


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

06.12.2016

AUVIX и Optoma стали технологическими партнерами Moscow Decompression-2016

Moscow Decompression - вечеринка крупнейшего американского фестиваля Burning Man. Ежегодное событие было организовано в четвертый раз и стало самым крупным в истории проведения Decompression в России.

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.