Свет из коробки


Еще пару лет назад мультимедийные проекторы считались не только одним из самых быстрорастущих сегментов российского рынка — они были и в числе самых прибыльных. Теперь же большинство экспертов с сожалением вспоминают о том времени, отмечая, что и в этой продуктовой категории маржа, увы, «уже не та». Но несмотря на это, мультимедийные проекторы все еще считаются одним из лакомых кусочков ИТ-бизнеса. Хотя бы потому, что этот сегмент (в отличие от некоторых других) продолжает демонстрировать хорошую положительную динамику, измеряемую двузначными цифрами. Конечно, «светящимся коробочкам» по темпам роста далеко до тех же планшетов. Но по сравнению, например, с мониторами эти устройства чувствуют себя очень неплохо. По подсчетам аналитического агентства ITResearch, в 2012 г. всего было продано 232 тыс. мультимедийных проекторов на сумму около 228 млн. долл. В штучном исчислении рынок увеличился на внушительные 27%, что немного превысило прогноз. В деньгах рост был скромнее — «всего» 22,4%. Аналитики связывают это с продолжающимся снижением средней цены мультимедийных аппаратов.

«Пилите, Шура, пилите. Они золотые»

Начнем с «общих ощущений». Первое, о чем стоит сказать: большинство наших респондентов соглашаются как с приведенными выше цифрами объема продаж, так и с оценкой этого сегмента рынка как «перспективного». При этом сами продавцы и производители проекторов если и пытаются оценить общий объем рынка, то предпочитают не делиться итогами своих изысканий. Поэтому в ответах на вопрос «Как вы оцениваете итоги рынка мультимедийных проекторов в 2012 г.?» преобладают ссылки на данные аналитиков.

Георгий Ковалев, директор Департамента дилерских продаж компании AUVIX: «Для нашей компании год был действительно успешным. В 2012 г. доля AUVIX на российском рынке проекторов в штучном выражении составила около 15% (оценка аналитической службы AUVIX, основанная на данных ITResearch — прим. автора). Продажи этой техники в нашей компании увеличились более чем на 20% по сравнению с показателями 2011 г. Но помимо количества хочется сказать и о важных качественных изменениях, которые произошли в прошлом году. Например, компания InFocus, с которой нас связывают многолетние партнерские отношения, присвоила AUVIX статус “мастер-дистрибьютор” на весь модельный ряд своих проекторов (для домашнего кинотеатра, инсталляционных аппаратов и всей бизнес-линейки). Второе значимое событие было также связано с подтверждением статуса “мастер-дистрибьютор” на 2013 г., но уже по всей инсталляционной линейке проекторов Sony. В результате по итогам 2012 г. мы смогли нарастить продажи проекторов InFocus более чем в три раза по сравнению с 2011 г. В разы выросли и продажи устройств Sony».

От общего к частному

Теперь перейдем к «частностям», т. е. к отдельным сегментам рынка проекторов. На что игроки этого рынка делали ставку в прошлом году? Какие продуктовые группы пользовались спросом и развивались, а какие начали стагнировать?

О своем видении рыночной ситуации рассказывает Георгий Ковалев: «Мы делим проекторы на несколько категорий: портативные, короткофокусные (включая ультракороткофокусные), инсталляционные и для домашнего кинотеатра. В 2012 г. все эти направления, исключая модели для ДК, выросли. Наилучшую динамику показали инсталляционные и короткофокусные устройства. Оживление последних мы почувствовали еще в 2011 г., а результаты 2012 г. показали, что в ближайшее время спрос на эти модели будет увеличиваться. Основной их потребитель — заказчики из сферы образования, которые оценили удобство использования этих проекторов в едином решении с интерактивными досками. Удобство их применения увеличивает спрос на них как со стороны корпоративных заказчиков, так и для решений Digital Signage. Но все же наибольшие темпы роста в 2012 г. показали инсталляционные проекторы. Факторов, которые влияют на динамику этого сегмента, — множество: новые технологии, улучшающие технические параметры, расширенные функции корректировки геометрии, возможность работы с видео высокого разрешения, управление аппаратом и передачей изображения проводным и беспроводным способом, сменные линзы. Все это позволяет решать современные задачи визуализации. Инсталляционные проекторы предоставляют новые возможности, и интеграторы этим с удовольствием пользуются».

Что касается по настоящему значимых событий, повлиявших на развитие российского рынка проекторов в 2012 г., то их, увы, не было. Можно назвать, пожалуй, безламповые технологии, которые, несомненно, скажут свое слово в будущем. К сожалению, такие устройства пока еще дороги, но если рассматривать и совокупную стоимость владения и энергосбережение, то они уже сравнимы, а иногда (как в случае с лазерными проекторами BenQ) и превосходят ламповые.

А по мнению Георгия Ковалева, самым примечательным событием 2012 г. стало объединение компаний Panasonic и Sanyo. Благодаря этому расширился и обновился модельный ряд проекторов, что подстегнуло интерес к производителю: «Оцениваю это событие как очень позитивное для проекционного рынка в целом».

«Конкуренция растет, маржа падает…»

Именно так характеризуют состояние проекторного рынка представители производителей и продавцов данной техники. Хотя ожидать чего-то другого было бы, наверное, наивно.

Георгий Ковалев дал комментарий: «Было бы не совсем верно говорить, что на рынке проекторов мы не сталкиваемся с конкуренцией со стороны других дистрибьюторов. Она выражается как в борьбе за клиентов, так и в борьбе за реализацию тендеров с оборудованием того или иного дистрибьютора. Но в целом, по моим ощущениям, каждый поставщик нашел свою нишу, сформировал свои привлекательные для клиентов условия, товарный портфель и круг лояльных заказчиков. Пересечения “сфер интересов”, конечно, бывают (где-то меньше, где-то больше), но в целом оперативного простора на рынке хватает всем. Гораздо большее влияние на конкурентную среду оказывают появление новых удачных решений, технологий, приход нового бренда, а также изменения в списках дистрибьюторов тех или иных вендоров. Так было в 2009 г., когда началась “новая жизнь” Optoma, можно отметить и объединение компаний Panasonic и Sanyo в 2012 г.».

Но если вернуться к обсуждению конкурентной среды, то позволим себе напомнить: «война за деньги заказчика» идет не только между игроками конкретного сегмента (в нашем случае проекторного), но и с товарами со смежных рынков. В то же время среди «смежников» есть такие продуктовые группы, которые, наоборот, помогают продавать проекторы. Почувствовали ли наши респонденты в 2012 г. это влияние?

«Рынок интерактивных досок определенно помогал сбыту проекторов в 2012 г. Это устройство, которое может работать лишь в системе, обязательный атрибут которой — проектор. Существенный рост поставок интерактивных досок в 2012 г., безусловно, оказал положительное влияние и на динамику рынка проекторов. А вот удешевление панелей больших диагоналей, наоборот, мешало, но пока это влияние нельзя назвать существенным», — уверен Борис Эшкинд.

Согласен с коллегой по дистрибьюторскому рынку и Георгий Ковалев: «Безоговорочным лидером, оказывающим большое влияние на продажи проекторов, стали интерактивные доски. Второе перспективное и бурно развивающееся направление, которое может уже в ближайшее время оказать заметное влияние на продажи проекторов, — рекламный Digital Signage. Тут стоит вспомнить о плазменных и LCD-панелях, которые (пока еще конкурируя с проекторами) доминируют в этих решениях. Но надеюсь, что с развитием Digital Signage и с появлением новых креативных решений, которые могут обеспечить только проекторы, доля последних в данном сегменте будет расти».

Чего хочет заказчик?

Вернемся к обсуждению того, на что стоит обратить внимание компаниям, желающим принять участие в дележе этого все еще очень аппетитного «пирога» — российского проекторного рынка. Мы задали нашим респондентам следующие вопросы: «Изменилось ли отношение (со стороны заказчиков) к выбору проекторов?», «На какие характеристики заказчики обращают внимание в первую очередь?» и «Востребованы ли рынком различные “новинки” и “примочки”?».

А вот что думает по этому поводу Георгий Ковалев: «Вопрос можно разделить на две части. Первая касается инсталляционных проекторов. В этом сегменте технологические новшества появляются чаще всего. И в данном случае заказчиком выступает не конечный потребитель, а скорее интегратор, перед которым конечный потребитель поставил определенную (чаще всего нестандартную) задачу в области визуализации. В таких случаях инсталляционный проектор должен обладать широким инструментарием. Сегодня важно, чтобы он мог воспроизводить изображение высокого разрешения: Full HD, 2K, 4K, имел обширные возможности коррекции геометрии изображения, а также обработки и сшивки изображения, 3D-mapping, Blending и т. п. Не менее важна возможность управления проектором и его интеграция в единый комплекс визуализации с помощью встроенных функций, например таких как Crestron Room View. Для бизнес-моделей (и многих бюджетных) важны наличие встроенных USB-ридеров, передача данных по Wi-Fi, HDMI — все, что делает аппарат мобильным и простым в использовании. Интересно, что буквально три года назад появилась 3D-функция, а сегодня она стала практически стандартной для устройств, применяемых в сфере образования. Не секрет, что с ростом зрелости рынка меняется и поведение потребителя. Сейчас он стал намного грамотнее и чаще всего выбирает то, что подходит именно ему».

Трудности нас только закаляют!

Cпокойные оценки вовсе не означают, что путь к клиенту для производителей и продавцов был устлан только розами. Читая ответы наших респондентов на вопрос «с какими проблемами вам пришлось бороться в 2012 г.?», хочется процитировать классика: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастливые несчастливы по-своему». Говоря о росте рынка, рассуждая о его перспективах (речь об этом пойдет чуть ниже), даже дискутируя о предпочтениях заказчиков, представители производителей и продавцов во многом «совпадают». Но как только речь заходит о проблемах, каждый из наших респондентов вспоминает свое.

Георгий Ковалев: «Как таковых серьезных проблем в ушедшем году не было. Если и возникали какие-то сложности, то чаще всего они касались доступности (в конкретный период времени) товара на складе вендора. Но я бы отнес это к рабочим вопросам, которые мало повлияли на ситуацию с продажами в целом. Если такое происходило, то мы всегда могли предложить клиентам актуальную замену из моделей другого производителя».

 

13.05.2013

Источник: Светлана Белова, http://www.crn.ru/


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

06.12.2016

AUVIX и Optoma стали технологическими партнерами Moscow Decompression-2016

Moscow Decompression - вечеринка крупнейшего американского фестиваля Burning Man. Ежегодное событие было организовано в четвертый раз и стало самым крупным в истории проведения Decompression в России.

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.