«Умный дом» как драйвер рынка

Под «умным домом» понимают комплекс взаимодействующих систем, которые при эксплуатации домов увеличивают безопасность и комфорт, а также обеспечивают экоиспользование ресурсов. В данном случае под «эко» следует понимать и экономичность, и экологичность, которые при правильной организации и в случае «умного дома» не противоречат друг другу, а представляют собой две стороны единого процесса оптимизации энергопотребления.

«Умный дом» имеет много наименований — Smart House, Smart Home, «интеллектуальное здание» и т. д. Иногда говорят о Building Management System (BMS) и соответственно автоматизированной системе управления зданием (АСУЗ). Будем считать эти термины синонимами, так как ситуаций, в которых проявляются их различия, в рамках данной обзорной статьи мы касаться не будем.

Зачем «умный дом» ИТ-рынку?

Популяризация концепции «умного дома» и рост заказов в этой области вполне может стать одним из драйверов рынка. Причем речь идет об обеих составляющих рынка, так как эта концепция представляет безусловный интерес и для корпоративных заказчиков, и для индивидуальных пользователей.

От роста заказов на «умные дома» выигрывают все участники рынка. Конечные пользователи — как корпоративные, так и частные — получат дополнительные возможности и удобства, а вместе с ними также и экономию, что в ряде случаев немаловажно. Поставщики решений расширят спектр предложений. Продавцы оборудования смогут наконец мотивировать пользователей на покупку нового оборудования вместо исправного старого (или в дополнение к нему), причем в том числе и из ценового диапазона «выше среднего». Выгода вендоров и канала очевидна.

Опрошенные нами эксперты высоко оценивают потенциал сегмента «умных домов».

«Темп развития таких интеллектуальных систем можно сравнить с тем, что происходило с мобильными телефонами и смартфонами. Сегодня этот процесс набирает всё большую скорость. Созданы все условия для того, чтобы рынок вышел на следующий, качественно новый уровень», — говорит Педро де ла Хорра Каломарде, менеджер Eaton по продукции для зданий.

Представители Schneider Electric отмечают, что хотя объем рынка пока невелик и соответствующий сегмент никак не может совершить кардинальный скачок, эволюционный рост рынка «умных домов» в России составляет порядка 35% в год, что внушает оптимизм.

Любопытно, что «умные дома» продвигают фирмы с разной специализацией. Например, как отмечает Илья Хрупалов, бренд-менеджер ZyXEL Россия, в Европе продвижением smart house активно занялись интернет-провайдеры, предлагающие облачные сервисы для управления «умными домами», а «в нагрузку» и сами решения. Но при этом Хрупалов считает, что для России такая ситуация пока совершенно нехарактерна и наши провайдеры вряд ли станут «локомотивами» продвижения «умных домов».

Продвижение «умного дома» пока идет достаточно сложно. Прежде всего потому, что этот процесс в корне отличается от привычного всем продвижения отдельных продуктов или решений. Кроме того, сам термин все еще остается для большинства потенциальных покупателей чем-то не просто непонятным, а что еще хуже — понимаемым неправильно. Кроме того, как отмечает Виталий Муштаев, технический директор Optima Integration (группа Оптима), в Россию «умный дом» пришел с большим опозданием и еще не успел прочно войти в нашу жизнь. «Поэтому точного толкования этого термина в нашей стране, впрочем, как и за рубежом, до сих пор не существует, его рамки размыты, - добавляет он. - В нашей практике мы сталкивались с ситуациями, когда строители называли интеллектуальным зданием объекты, в которых были установлены лишь системы пожарной сигнализации или контроля доступа. С нашей точки зрения, это некорректно, так как “интеллектуальное здание” - это более высокий уровень».

Россияне и «умный дом»

Российский рынок ИТ-решений достаточно развитый и крупный, поэтому продукты и технологии тут появляются практически одновременно с рынками Европы и Северной Америки. Но вот требования российских пользователей могут существенно отличаться от пожеланий европейцев, и на примере «умного дома» это весьма заметно. Все опрошенные нами эксперты отмечали, что востребованные в Старом Свете «зеленые функции» для российского «умного дома» крайне мало актуальны, на первом плане у нас — безопасность.

Явное смещение интересов в сторону обеспечения безопасности отмечают все участники рынка. Разумеется, российские заказчики «умного дома» — люди по местным меркам весьма богатые. Екатерина Афанасьева, руководитель направления интеграционных продуктов компании AUVIX, говорит, что обычно решения smart house заказывают владельцы квартир и домов площадью более трехсот квадратных метров. Решения «умного дома» доступны и владельцам менее дорогой недвижимости, этот рынок еще придется формировать, просвещать и развивать.

«Умный дом» для корпоративного заказчика

На корпоративном рынке вместо термина «умный дом» обычно используют определение «интеллектуальное здание». Истори¬чески интеллектуальные технологии создавали и внедряли сначала как раз для корпоративных заказчиков и лишь затем адаптировали для частных жилищ.

На первый взгляд «интеллектуальное здание» принципиально ничем не отличается от аналогичного решения для «дома». Точно так же к имеющейся сетевой инфраструктуре — кабельной или беспроводной — подключают нужные устройства, различия здесь скорее косметические — ну, будет смотреть камера слежения не на входную дверь, а на проходную, а датчики температуры поднимут тревогу при выходе тепловых параметров за заданные пределы не в аквариуме, а в серверной... Но на самом деле ситуация иная, и «умная система» для офиса представляет собой качественно более сложный «механизм».

Во-первых, бизнес-решения используют существенно более широкий спектр периферии. Например, к системе «умного здания» могут быть подключены турникеты, электронные замки, шлагбаумы и другие средства контроля доступа, которые в домашних условиях практически не используют. С большей вероятностью, чем в домашней, в промышленной smart-системе будет реализована развитая противопожарная подсистема, с датчиками нагрева и задымления, сигнализацией и управлением собственными средствами пожаротушения. И так далее.

Во-вторых, бизнес-системы включают множество функциональных подсистем, каждая из которых, в свою очередь, имеет большее количество узлов. Например, в системе видеонаблюдения для дома вряд ли будет больше десятка камер, в то время как аналогичная офисная система может насчитывать их сотни.

В-третьих, подсистемы «умного здания» могут быть интегрированы с решениями уровня предприятия. Например, на основании данных от турникетов, переданных для анализа программной системе HR-отдела, можно получить сведения об опозданиях и неурочных отлучках с территории предприятия, легко посчитать выработку каждого сотрудника и получить другую информацию. Кроме того, системы «умного дома» можно интегрировать с решениями, обеспечивающими непосредственную деятельность компании, например с «цифровыми витринами» торгового зала. Екатерина Афанасьева отмечает, что одни варианты интеграции подсистем встречаются достаточно часто (например, единые решения для управления силовыми сетями, ИТ- и аудиовидеорешениями), другие пока достаточно редко (например, включение в единые системы управление еще и инженерными коммуникациями, в частности, водоснабжением и вентиляцией). Но некоторые опрошенные высказывали противоположное мнение, например, представители Schneider Electric говорят о том, что основные запросы корпоративных заказчиков — автоматизация освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования помещения. Видимо, разницу в оценках определяет различная специализация компаний, в которых работают наши респонденты.

Как видно, «умное здание» для предприятия качественно более сложная система, да еще и сопряженная с ИТ-инфраструктурой компании. Конечно, своя специфика есть у разных категорий объектов, например, у гостиниц одна, у производственных комплексов — совершенно другая, подходы к «интеллектуализации» вокзалов и аэропортов будут иными, чем для медицинских учреждений, а требования образовательных учреждений вряд ли совпадут с тем, что нужно для высотных зданий. Но ведь и гостиницы бывают разными, и двух одинаковых бизнес-центров не найти, поэтому создать «интеллектуальное здание из коробки» в данном случае невозможно в принципе, каждое серьезное решение тут будет штучным. Екатерина Афанасьева говорит, что типовые продукты для отдельных подсистем уже существуют, но готовых решений для «интеллектуального здания» в целом нет и не будет, по крайней мере в обозримом будущем.

Passive House

Passive House — концепция энергоэффективного дома, но реализуемая не средствами управления, а строительными технологиями и архитектурными решениями. В российских условиях идеальный Passive House — дом, который для поддержания внутреннего микроклимата использует только энергию солнца, — создать не удастся по понятным климатическим причинам. Но применяя современные материалы и решения для теплоизоляции — от наружных покрытий стен и вентиляционных систем с рекуперацией тепла до вакуумных стеклопакетов и теплоизолирующих дверей, — можно строить дома, медленно отдающие тепло в окружающее пространство и соответственно требующие меньше энергии для обогрева в холодное время года.

Популяризация — ключ к развитию

Если частные заказчики «умных домов» иногда рассматривают такие решения как имиджевые, то бизнес-пользователи подходят к этим системам вполне утилитарно. «Интеллектуальная система управления помещением/зданием/домом — вспомогательное средство, призванное облегчить оперативное ведение бизнеса, ускорить принятие решений и обеспечить комфорт, — говорит Екатерина Афанасьева. — Иными словами, это одно из важных средств повышения эффективности ведения основной деятельности, будь то бизнес или государственное управление».

Почти все опрошенные считают, что концепция интеллектуального здания еще недостаточно широко известна и для ее популяризации требуется кроме использования обычных каналов продвижения интеграционных решений задействовать «смежные», например, Педро де ла Хорра Каломарде говорит, что хороший эффект даст работа с проектировщиками, инсталляционными компаниями, архитекторами и т.д. То же самое утверждают и представители Schneider Electric, отме¬чая, что на данном этапе для продвижения «умного дома» весьма хорошо действует «сарафанное радио», особенно в среде частных заказчиков.

Популяризацией можно считать ситуацию, когда заказчик получает опыт взаимодействия с элементами «умного дома» и, оценив их удобства, начинает развивать используемую им систему.

 

23.08.2013

Источник: Александр Маляревский, http://www.crn.ru/


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

06.12.2016

AUVIX и Optoma стали технологическими партнерами Moscow Decompression-2016

Moscow Decompression - вечеринка крупнейшего американского фестиваля Burning Man. Ежегодное событие было организовано в четвертый раз и стало самым крупным в истории проведения Decompression в России.

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.