Рекорды на рынке проекторов

«Год, который стал рекордным за все время сущест­вования российского проекторного рынка» — такую характеристику дают 2011 году практически все представители компаний, принявшие участие в этом обзоре.

Прежде чем перейти к итоговым цифрам, напомним, на какие данные ориентируются компании, работающие в этом сегменте.

Объем имеет значение

«В России оценки объема рынка имеют некую специфику, поэтому каждый вендор или дистрибьютор берет за основу информацию того или иного аналитического агентства. Мы пользуемся данными FutureSource, PMA и ITResearch. По итогам 2011 г. эти компании единодушно оценивают рост ­рынка более чем на 50% в штуках и более чем на 30% в деньгах. Мы в целом согласны и хотели бы подчеркнуть, что в 2011 г. было продано более 180 тыс. проекторов, что является наилучшим результатом за всю историю существования российского проекторного рынка», — сообщил Александр Мельцев, product manager Panasonic Russia PRA.  

Лариса Шутова, менеджер по дистрибуции проекционной техники представительства ViewSonic в России, ссылается на данные этих же агентств: «Информацию об объеме российского проекторного рынка можно, в частности, найти у компании ­ITResearch. По их мнению, этот сегмент в 2011 г. вырос по сравнению с 2010 г. более чем на 53% (в штуках). FutureSource приводит близкие цифры: рост рынка в штуках составил 56%. Подобное расхождение вполне объяснимо. Эти компании анализируют разные данные: продажи оборудования на территории России и ввоз техники в страну (соответственно). Но общий вывод одинаковый — в ушедшем году темпы роста рынка, сильно пострадавшего в кризис 2008 г., были очень хорошими».

А вот в деньгах рынок вырос не так сильно: «Объем в денежном выражении ­составил 185,97 млн. долл., т.е. стал больше на 42%», — делится информацией ­Евгений Овчинников, вице-президент ком­пании AUVIX.

А как на фоне общерыночных рекордов обстояли дела у отдельных игроков рынка? Вот что сообщили респонденты.

NEC: «В 2011 г. показатели нашей ком­пании выросли по сравнению с 2010 г. Если говорить о росте в штуках и деньгах, то первый больше, что полностью уклады­вается в тренд, существующий на рынке. В денежном выражении темпы роста наших показателей отстают от цифр в штуках, и это также „нормальный“ результат».

Panasonic: «В ушедшем году продажи компании выросли на 15% по сравнению с 2010 г. Аналогичные результаты показали те сегменты, в которых Panasonic исторически занимала первое место (в деньгах) — проекторы с яркостью от 6000 до 15 000 лм».

ViewSonic: «Проекторы — это одно из наиболее активно развивающихся направлений нашего бизнеса. В России, несмотря на то, что в кризис данный сегмент серьезно пострадал, доля этой продуктовой группы в общем обороте компании постоянно растет (в 2009 г. она равнялась 5%, в 2010 г. — 6%, в 2011 г. — 8%). В 2011 г. в России было продано на 72% больше проекторов ViewSonic, чем в 2010 г.».

Компания AUVIX — ведущий дистрибьютор, специализирующийся на продаже проекционного оборудования — сообщает о 55%-росте оборота в денежном выра­жении и 101% — в натуральном».

Таковы мнения вендоров.

Куда продать проектор?  

А теперь вернемся к вопросу, который уже затрагивали наши респонденты: какие продукты были драйверами проектного рынка?

Судя по комментариям Александра Мельцева, в ушедшем году клиенты ­интересовались разными аппаратами: «Самый массовый сегмент видеопроекторов, с яркостью 2000–2999 лм, вырос более чем на 50%. Эти устройства заняли свыше 70% рынка в штуках (и более 50% в деньгах). Понятно, что здесь главную роль сыграли тендерные поставки в сферу образования, где самым важным фактором была цена. Кроме того, более чем на 400% прибавил сегмент ультракороткофокусных проекторов с проекци­онным соотношением до 0,38:1. Основные потребители таких устройств — вузы и крупные корпорации, которых в первую очередь волнует качество. Хорошую динамику показал и сегмент короткофокусных проекторов (более 120%). Он следовал за рынком интерактивных досок, и этот факт не может не радовать. Наконец-то в наших школах начинают понимать, что интерактивная доска не должна использоваться со среднефокусным проектором (тень учителя или ученика просто не дает интерактивному комплекту адекватно функционировать). И, конечно, стоит отметить рост (более 60%) сегмента „тяжелых“ инсталляционных проекторов с яркостью более 10 000 лм. Это было связано как с увеличением количества крупных корпоративных проектов, так и с расширением арендного рынка. Немаловажную роль в этом процессе сыграло распространение маппинга с использованием инсталляционных проекторов (от нескольких штук до нескольких десятков), в том числе и легендарное Alfa-шоу с 3D-проекцией на главное здание МГУ во время Дня города в сентябре 2011 г.»

А вот у компании VewSonic взгляд на ситуацию несколько другой: «„Тяжелые“ решения (инсталляционные проекторы или аппараты для домашних кинотеатров) остаются нишевыми сегментами. Их доля в общих объемах продаж незначительна, особенно в штучном выражении. Безусловно, за счет более высокой цены на подобные решения они „тяжелее“ в деньгах. Неудивительно, что большинство игроков рынка заинтересованы в развитии этого направления. Тем не менее массовым сегментом они не станут, а тренды на рынке в целом будут определяться именно сегментом B2B».

Но есть и те, кто хоть и с оговорками, но разделяет мнение представителя компании Panasonic. «Если говорить о нашей продукции, то наибольший рост был в сегменте инсталляционных проекторов начального уровня. Благодаря смене линеек и переходу на новую платфор­му продажи этого оборудования выросли почти в 10 раз. В других сегментах, таких как обра­зование и устройства для офисов, наши достижения более скромные. Тем не менее общий объем продаж вырос примерно в четыре раза, что не может не радовать», — говорит Алексей Златин.

Заметим, что повышенный интерес к образованию со сто­роны поставщиков проекторов не случаен. Дело в том, что некоторое время назад этот сегмент ИТ-рынка получил импульс развития благодаря одноимен­ному нацпроекту. Как отмеча­ют наши респонденты, «зависимость» от внимания госучреждений к данному виду оборудования до сих пор велика. < /p>

«Основной драйвер рынка в нашем бизнесе — государство, — утверждает Алексей Златин. — Яркий пример тому — нацпроект „Образование“, благодаря которому спрос на проек­торы в 2011 г. оставался на достаточно высоком уровне: было проведено несколько крупных государственных тендеров, среди которых можно выделить конкурс в Казани. Если говорить о массовых закупках, то госструктуры, безусловно, остают­ся самым крупным заказчиком и потребителем».

Евгений Овчинников согла­шается: «В 2011 г. ситуация не изменилась. Кроме того, данный тренд сохраняется и в наступившем году: государство продолжает оставаться основным потребителем этого вида оборудования». Помимо этого, вице-президент AUVIX считает необходимым обратить внимание на появление альтернативных безламповых технологий, позволяющих сделать использование проекционного оборудования еще более удобным, экономным и безвредным.

А вот мнение представителя ViewSonic: «Госструктуры (наряду с крупными негосударственными компаниями) остаются основными потребителями проекторов. И роль тендеров в продажах этих устройств по-прежнему велика. Правда, изменился масштаб: проводится большое количество небольших конкурсов. Хотя были и масштабные».

Итак, теперь стало более или менее понятно, что и кому поставлялось на российском проекторном рынке в прошлом году. Но все ли было так гладко и просто?

Специалисты компаний, специализирующихся на дистрибьюции проекционного оборудования, отмечают основные факторы, вызывавшие трудности в ушедшем году: высокая конкуренция, колеба­ния курса валют и нехватка товара в связи с резким ростом спроса в IV квартале. В частности, компания AUVIX столкнулась с проблемой нехватки ходовых моделей у производителей и неготовно­стью последних к росту спроса со стороны образования.

По мнению Алексея Зла­тина, проблемы вендоров в нашей стране не всегда связаны с форс-мажором: «В текущих реалиях российского рынка самое сложное (с точки зрения производителя) — это прогно­зировать закупки, особенно ­проектные, которых сейчас довольно много. Мы учитываем и отслеживаем все проекты, ­занося их в глобальную базу данных. Эта практика позволяет нам обеспечить защиту партнеров, которые первыми заявили об участии в конкурсе. В последнее время мы все чаще сталкиваемся с еще одной российской особенностью тендерных поставок. По окончании конкурса проигравшая сторона подает заявления в суд и антимонопольный комитет о несправедливом составлении технического задания (ТЗ). Зачастую после этого ФАС накладывает вето на результаты тендера, ТЗ переписывают, и конкурс ­играется снова и снова. В данном случае ничего не остается, как подчиниться требованию ФАС. В результате основным в работе вендора становится взаимодействие с партнерами и отслеживание изменений, ­внесенных в ТЗ».

ITResearch об итогах 2011 г.

Аналитическое агентство ITResearch отмечает, что в 2011 г. было ­продано порядка 183 тыс. проекторов, что на 54% больше, чем в 2010 г. Показатели фантастические, если учесть и так немалый объем рынка. Такой рост стал возможен благодаря ряду факторов. Как всегда, свою лепту внесли тендерные закупки в сферу образования. На этот раз поток продукции по этому каналу был достаточно широк, и по нему шла не всегда самая дешевая продукция: часть закупок пришлась на высокоприбыльные ультракороткофокусные аппараты. Вместе с тем на общую картину рынка заметно повлияли самые дешевые проекторы. Так, за 2011 г. было приобретено почти 40 тыс. аппаратов стоимостью менее 500 долл., что составляет 22% рынка в натуральном выражении. Рост конкуренции и увеличение объемов продаж дешевых аппаратов привели к тому, что средневзвешенная ­цена опустилась на 11% по сравнению с 2010 г. и теперь составляет 1143 долл.

Что нового в канале продаж?

Что важного за последний год произошло в канале продаж проекторного оборудования?

Специалисты компании AUVIX отмечают, что структура их партнерской сети не изменилась.

Не видит качественных из­менений и представитель ViewSonic: «В последние несколько лет мы активно развиваем канал продаж, так что количественное увеличение, безусловно, есть. А вот качественных изменений мы не наблюдали».

Конкурент конкуренту враг...

При зарождении российского проекторного бизнеса, когда устройства были почти примитивны (по сравнению с современными), маржа сказочной, ­цена заоблачной, а установка каждого проектора по сложно­сти была сопоставима с серьезным ИТ-проектом, казалось, что места хватит всем. Правившие в этом сегменте специали­зированные компании (как вен­доры, так и дистрибьюторы) не пускали на свою территорию тех, кто резал прибыль и пы­тался жить от оборота. Но шло время, и их широкопрофильные собратья заявили о своем же­лании принять участие в дележ­ке проекторного пирога. С появ­лением новых игроков борьба за клиента обострилась.

Все наши респонденты в одном были едины: главное, что повлияло на расстановку сил на российском проекторном рын­ке (и продолжает влиять), — уход с него компании Sanyo (конкуренты отзываются о ней как о крупном, ярком игроке, одном из родоначальников рын­ка) и, как следствие, развернувшаяся борьба оставшихся игро­ков за освободившееся место. Напомним, что в конце 2011 г. было принято решение о полной интеграции проекторов этого вендора в продуктовую линейку компании Panasonic. Начались процессы объединения заводов Sanyo и Panasonic, торговых компаний, а также начались переговоры с существую­щими (для Panasonic) и бывши­ми (для Sanyo) дистрибьюторами проекторов.

Евгений Овчинников обращает внимание на еще одного «возмутителя спокойствия»: «В 2011 г. увеличилась доля рынка нового игрока — Vivitek. Если и в будущем эта компания сохранит (или улучшит) ­динамику роста продаж и будет придерживаться агрессив­ной ценовой политики, то сможет стать серьезным конкурентом в сегменте „mainstream-проекторов“».

*  *  *

Для подведения итогов мы попросили наших респондентов оценить ситуацию на проекторном рынке в наступившем году и сделать прогноз относительно перспектив этого сегмента в ближайшем будущем.

Вот их ответы:

AUVIX: «3D-технологии ста­новятся все более доступными. В сегменте проекторов 3D Full HD скоро появятся модели с технологией LCD, что неиз­бежно приведет к снижению цен на устройства премиум-класса».

NEC: «В нашей стране продолжается активный переход многих областей деятельности на цифровой формат. Так что перспективы проекторного рынка самые оптимистичные. И реформа образования только поддерживает движение рынка в этом направлении. Одноименный национальный проект даст работу многим производителям ИТ-оборудования, а также системным интеграторам. Деньги на это выделены немалые. А ключевыми преимуществами при выборе оборудования того или иного производителя, помимо очевидных (цена и качество устройств), станет работа региональных парт­неров. Значит, откусить большой „кусок пирога“ сможет тот вендор, чья региональная стратегия окажется наиболее удачной. А еще стоит обратить внимание на такое направление, как Digi­tal Signage. По темпам развития оно не уступает рынку образовательных и корпоративных проекционных решений».

ViewSonic: «Первый квартал 2012 г. был вполне предсказуемым. Конечно, если сравнивать его с концом прошлого года, то налицо снижение объемов продаж. Но с учетом того, что большое количество тендерных отгрузок прошло именно в IV квартале 2011 г., такое падение вполне закономерно. Если же сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то видно, что рост рынка сохранился».

 

02.05.2012

Источник: Светлана Белова, CRN Спецвыпуск. Итоги 2011 года. №2 (70), 2 мая 2012 года.


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

06.12.2016

AUVIX и Optoma стали технологическими партнерами Moscow Decompression-2016

Moscow Decompression - вечеринка крупнейшего американского фестиваля Burning Man. Ежегодное событие было организовано в четвертый раз и стало самым крупным в истории проведения Decompression в России.

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.