Цена сдерживает развитие широкого формата

Отрасль мультимедийных проекторов последние годы после кризисного обвала развивается очень уверенно. Темпы продаж перманентно растут, а ценовая эрозия находится в разумных пределах. Отрадно и то, что один из ключевых целевых рынков (сфера образования) отказывается от практики приобретения самых дешевых устройств в пользу более функциональных — короткофокусных и ультракороткофокусных, оснащенных дополнительными функциями, зачастую в связке с интерактивными досками.

Все средства визуализации косвенно связаны между собой через отображаемый контент. Для проектора как для дополнительного (чаще всего) прибора это вдвойне актуально: со связкой устройств с одинаковым соотношением сторон, а еще лучше — и разрешением, намного удобнее работать. Рынки телевизоров и инфопанелей полностью мигрировали в сторону широкого формата, ноутбуки, с которыми зачастую и используются проекторы, также поголовно оснащены широкоформатными дисплеями, и даже в настольных ПК широкий формат доминирует практически полностью. Тем не менее среди проекторов доля широкоформатных устройств по современным меркам просто смешная. Динамика сегмента положительна, но все-таки она слишком незначительна относительно ситуации на смежных рынках. Проекторы, видимо, отстают от этого тренда, но, скорее всего, он неизбежен и для них, и проекционных экранов. Очевидно, что есть некие сдерживающие факторы, и речь в этой статье пойдет как раз об их влиянии на рынок и путях их преодоления.

Профиль рынкаОбъём рынка проекторов по полугодиям

В первом полугодии 2012 г. проекторы показали неплохой рост продаж в рамках верхней границы прогноза компании ITResearch: было продано 78 тыс. устройств, что на 37% больше, чем в первом полугодии 2011 г. (рис. 1). Между кварталами продажи были распределены обычным образом, с небольшим усилением во втором квартале. Обычно начало года считается периодом слабой тендерной активности, но только не в этот раз: был замечен ряд крупных тендерных поставок проекторов, преимущественно — в сферу образования. Традиционно очень значительная часть продаж проекторов происходит в рамках тендерных программ. Закупки по этим программам распределены в течение года, но наиболее активно проводятся они в конце года, в третьем и четвертом кварталах и в преддверии начала учебного года. В этом году было два события, изменивших привычный ход вещей: это саммит АТЭС, на который поставлялось большое количество тяжелых устройств, и летняя Олимпиада, перед которой многие клубы и точки общепита решили заменить проектор или установить его, если раньше такового не было.

Динамика средневзвешенной цены на проекторы по полугодиям

Высокая доступность оборудования на рынке постепенно превращает проекторы из «товара продавца» в «товар покупателя»: желания последних оказывают на рынок все больше влияния. Примером тому может служить постоянно проседающая средневзвешенная стоимость проекторов (рис. 2) — на способность устройств продаваться все больше и больше влияет цена.

Ценовые факторы

Ценовое распределение продаж проекторов Пожелания клиентов видеть в ассортименте вендоров проекторы по цене десктопного монитора подвигли производителей создать сегмент дешевых устройств. В результате выбор проекторов дешевле 15 тыс. руб. сейчас составляет уже порядка 25 моделей (а год назад их было всего около 15). Продажи таких устройств идут весьма активно (см. рис. 3): очень многих покупателей останавливает высокая цена проекционного оборудования, отсутствие опыта его использования и боязнь разочароваться в покупке, а дешевый проектор позволяет приобрести навыки работы с такого рода техникой «малой кровью». Лампы для таких аппаратов в цене ничем не уступают более дорогим экземплярам, давая пользователю после окончания их срока службы серьезную пищу к размышлению: заменить аппарат целиком или только лампу за половину его стоимости?

Однако нельзя сказать, что востребованы только дешевые устройства. Основной потребитель проекционной техники — образовательный рынок, который предъявляет к проекторам свои специфические требования. Так, за последние полгода наблюдалась активизация закупок достаточно дорогой короткофокусной (и еще более дорогой ультракороткофокусной) техники, облегчающей работу с интерактивной доской или просто установку проектора в классе. Достаточно востребованы и проекторы среднего уровня ценой 15—25 тыс. руб., предлагающие помимо XGA/ WXGA-разрешения и чуть лучших характеристик и ряд функциональных возможностей, исключенных из дешевых моделей по маркетинговым соображениям. Также два прошедших мировых события — саммит АТЭС и Олимпийские игры в Лондоне — заметно повлияли на структуру продаж, создав перекос в сторону инсталляционных проекторов среднего и высшего уровней. Благодаря этому, а также на фоне демпинга в четвертом квартале прошлого года средневзвешенная цена в первом и втором кварталах текущего года слегка выправилась. Динамика же по полугодиям (рис. 2) стабильно нисходящая: средний проектор каждый год дешевеет примерно на 100 долл.

Структурные сдвиги

В течение последнего периода технологические тренды рынка остаются неизменными: это, прежде всего, альтернативные источники света — лазеры и светодиоды — и реализация преимуществ, которые они дают. Этот тренд развивается достаточно медленно — в 2011 г. на продажи таких проекторов пришлось не более 2% российского рынка. В дальнейшем мы прогнозируем ускорение темпов роста, поскольку в течение последнего года многие ведущие игроки представили свои лазер-светодиодные устройства, которые имеют хороший потенциал продаж.

Еще одним трендом выступает 3D-проецирование. «Активное» 3D сейчас присутствует во многих массовых DLP-проекторах вне зависимости от их цены, и сейчас быстро проникает в кинотеатральные аппараты, как DLP, так и LCD (а также в плеяду «отражательных» LCD-технологий: LCoS, D-ILA, SXRD). В последнее время функцией 3D среди них оснащаются не только самые топовые устройства (ценой от 7 тыс. долл.), но и относительно недорогие аппараты среднего ценового диапазона. Строго говоря, 3D Full HD-проектор сейчас можно купить за сумму от 1200 долл. Это отражается и на структуре продаж: за год их доля в общей структуре продаж 3D-проекторов выросла на 214%. В абсолютном выражении цифра продаж мала, но все-таки речь идет уже о тысяче высокоприбыльных устройств в полугодие.

Соотношение продаж DLP- и LCD-проекторов

Доля LCD-устройств стабилизировалась на уровне чуть выше 30% (см. рис. 4). В последнее время компания Texas Instruments (TI) старается закрепить за DLP-технологией имидж более лучшей технологии, и активность TI на этом поле очень высока. Оценить ее эффективность довольно трудно ввиду того, что на проекторном рынке нет вендоров, продающих DLP- и LCD-устройства в примерно равных долях. Общее распределение продаж проекторов по технологии, представленное на рис. 4, также не может дать нам однозначного ответа на вопрос, дала ли рекламная кампания TI ощутимый эффект. Однако подобная активность на рынке, как правило, имеет накопительный эффект, и по мгновенной реакции рынка нельзя однозначно сказать об ее успехе или провале, все же это не рибейтная программа.

Формат изображения

Динамика продаж проекторов с различным разрешением Все проекторы можно разделить на широкоформатные и обычные. Как уже говорилось выше, рост продаж широкоформатных устройств на нашем рынке постоянный, но крайне медленный, и в целом он сильно отстает от роста остальных средств визуализации. С исчезновением с прилавков «квадратных» ноутбуков (а это произошло примерно в 2006 г.) и началом доминирования широкоформатных мониторов можно было ожидать значительный рост популярности и широкоформатных проекторов. Как видно из рис. 5, этого не произошло: темпы развития сегмента остались прежними. Рациональных объяснений этому не так много, но весьма вероятно, что виной этому стоимость широкоформатных устройств, которые даже в исполнении WXGA продаются дороже своих XGA-аналогов в среднем на 30—40%. По всей види-мости, потребители пока не считают, что 30%-ный рост в разрешении стоит аналогичной прибавки в цене. В течение последней пары лет тренд оформился чуть более явно, и по итогам первого полугодия 2012 г. доля широко- форматников составила примерно 15,5%.

Рост продаж WXGA- и HD-проекторовСтоит сказать и о Full HD-проекторах. Занимая нишу премиум-сегмента, они предлагают высокое разрешение за большие деньги. Это в основном кинотеатральные модели разного уровня (фактически, наличие Full HD- разрешения — это единственное минимальное требование к проектору начального уровня для домашнего кинотеатра). Также такими матрицами оснащен и ряд инсталляционных моделей (зачастую это уже даже WUXGA-модели). Full HD-проекторы очень неохотно теряют в цене — их средневзвешенная стоимость опускается с той же скоростью, что и у рядовых XGA/WXGA-моделей, хотя этот процесс мог бы идти побыстрее. Порог вхождения также постепенно снижается: если очень постараться, то такой проектор в столице в интернет-магазине можно найти менее чем за 1000 долл. Их доля в продажах относительно других широкоформатных проекторов относительно стабильна (см. рис. 6), но ввиду меньших продаж абсолютные темпы прироста смотрятся не так внушительно.

Рынок проекторов сейчас переживает стадию, которая на мониторном рынке была примерно пять лет назад: товарное предложение широкоформатных устройств, которое выполняет роль опережающего индикатора относительно объема продаж, постоянно растет. Продажи не успевают расти такими же темпами, но рано или поздно одеяло будет перетянуто в сторону широкоформатных моделей. На текущий момент суммарная доля WXGA- и Full HD-проекторов составляет 44% от всех моделей на рынке, и она ежегодно увеличивается примерно на 6,5%. Уже через год их станет больше, чем традиционных проекторов с соотношением сторон изображения 5:4, и этот факт не должен остаться незамеченным.

В то же время интерес рынка к традиционным моделям сейчас находится на высоком уровне и не может ослабеть одномоментно. Наименее интересны участникам рынка дешевые SVGA-проекторы, однако покупатели часто голосуют за них рублем: зачастую это единственное, что они себе могут позволить, и еще какое-то время (возможно, порядка пары лет) эта ситуация будет сохраняться: дешеветь проекторам уже особо некуда, тем более если их и так покупают. Поэтому активизация продаж WXGA- и Full HD-проекторов должна произойти за счет XGA-устройств, а дешевые SVGA-аппараты будут продаваться примерно в тех же количествах. В целях популяризации широкоформатных проекторов рынку не помешало бы присутствие дешевых, возможно, «урезанных» моделей проекторов такого толка, оснащенных чипами с разрешениями порядка 1024x600-1024x640.

Как мы видим, рынок проекторов берет все новые высоты и становится все более массовым. В школах установлено уже очень много проекторов и интерактивных досок, но рынок все еще далек от насыщения. Продажи проекторов дешевле 500 долл. в конце концов обернутся тем, что замена выработавшей свой ресурс лампы по стоимости будет сопоставима с покупкой нового устройства, причем вполне вероятно, что пользователь, получивший первичный опыт работы с проектором, купит более дорогую и отвечающую его новым требованиям модель.

 

05.12.2012

Источник: Сергей Денисов, Бестселлеры IT-рынка, №4 2012


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

06.12.2016

AUVIX и Optoma стали технологическими партнерами Moscow Decompression-2016

Moscow Decompression - вечеринка крупнейшего американского фестиваля Burning Man. Ежегодное событие было организовано в четвертый раз и стало самым крупным в истории проведения Decompression в России.

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.