ИТ в образовании: движение вперед

ИТ в образовании: движение впередЕлена Безрукова, руководитель отдела развития бизнеса компании AUVIX, выступила в качестве эксперта в ежегодном обзоре «ИТ в образовании» газеты PC Week.

Государство наращивает финансирование высшего образования, реализуя программы создания Национальных исследовательских университетов, стимулирования кооперации вузов и НИИ с предприятиями, укрупнения вузов. На поддержку этих начинаний выделяются значительные средства. Так, на развитие инновационной инфраструктуры вузов в 2010—2012 гг. в бюджете РФ было предусмотрено 8 млрд. руб., а недавно еще один миллиард выделен дополнительно.

Большое внимание сейчас уделяется интеграции науки, образования и производства для создания научно-производственной цепочки. Принят закон, разрешающий вузам и НИИ создавать малые инновационные предприятия, принимаются меры по расширению исследовательских компетенций вузов, вовлечению преподавателей и студентов в научные и инновационные проекты и стимулированию использования предприятиями вузовского потенциала. На финансирование этих шагов в 2010—2012 гг. государство обещает направить 19 млрд. руб. Параллельно развивается нормативно-правовая база для поддержки кооперации вузов с производством.

Продолжается реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг., в рамках которой будет выделено 137 млрд. руб. из федерального бюджета, бюджета регионов и внебюджетных источников. К взаимодействию с вузами с целью развития НИОКР высшее руководство страны привлекает государственные компании и предприятия с госучастием. Предполагается, что они также будут активно финансировать вузовскую науку.

Понятно, что без применения ИТ невозможно воплотить эти программы в жизнь. О том, как развивается внедрение информационных технологий в высшее образование, рассказывают представители ИТ-компаний и вузов.

Сдвиги и проблемы

Все опрошенные нами эксперты положительно оценили влияние госпрограмм. В вузах расширяется внедрение ИТ, обновляется парк техники, морально и технически устаревающее оборудование заменяется на современное, внедряются новые приложения, а на смену ранее созданного самописного ПО приходят промышленные решения. При этом наблюдается систематизация всех ИТ-ресурсов. Такие процессы идут практически повсеместно, но в первую очередь в тех вузах, которые победили в различных конкурсах и получили финансирование по определенным программам.

Государственные меры не только поддерживают внедрение ИТ. “Они стимулируют появление в вузах специализированных центров, которые могут заниматься прикладными исследованиями под конкретные задачи, такие как разработка новых продуктов, внедрение опытных образцов, проектирование для организаций на базе технологий 3D, — считает Елена Безрукова, руководитель отдела развития бизнеса компании AUVIX. — Кроме того, такой центр можно использовать не только в учебных целях, но и коммерциализировать”.

Представители высшего образования согласны с тем, что государственные программы оказывают существенное влияние на внедрение ИТ в высших учебных заведениях. “Именно благодаря им за последние пять-семь лет уровень информатизации нашего вуза значительно вырос”, — сказал Игорь Демиденко, доцент Брянского государственного технического университета.

Однако далеко не все вузы чувствуют на себе внимание государства. “Госпрограммы не затронули наши ИТ-службы, — сказал Александр Митрошин, начальник управления телекоммуникаций и информационных ресурсов Рязанского государственного радиотехнического университета. — Мы не укрупнялись и исследовательским университетом не являемся: обычный провинциальный вуз”. По словам представителей Воронежского и Рязанского государственных университетов, они тоже весьма слабо ощущают положительное влияние программ поддержки образования. Ведь под них подпадают далеко не все вузы. Государственное финансирование в основном распределяется между крупными университетами и некоторыми наиболее активными институтами, принимающими участие в конкурсах, а остальным учебным заведениям мало что достается. Но ведь качество образования определяется совсем другими критериями, нежели размер учебного заведения.

Есть и другие проблемы. Так, потенциал ИТ используется вузами не в полной мере.

Чем больше вуз, тем ему нужнее ИТ

Сейчас Министерство образования и науки РФ проводит целенаправленную политику укрупнения вузов путем их слияния для создания университетских комплексов. Предполагается, что это решит ряд проблем, таких как негативная демографическая ситуация и дефицит высококвалифицированных преподавателей. В результате создается новая структура высшей школы с достаточно четкой иерархией. В ней выделены два государственных университета — Московский и Санкт-Петербургский, семь федеральных университетов, а в рамках конкурсных процедур определены еще 29 национальных исследовательских университетов, причем в будущем году их число предполагается увеличить до сорока. По замыслу министерства, такая структура должна стать движущей силой, которая преобразует нашу высшую школу, образование и науку, повысит качество обучения и позволит создать реальную конкуренцию зарубежным научно-исследовательским центрам.

Укрупнение положительно отражается и на внедрении ИТ. Ведь чем крупнее вуз, тем выше необходимость автоматизации всех направлений — и административно-хозяйственной деятельности, и контроля учебного процесса, и вспомогательных систем для научных исследований.

Как помочь вузам

Государственные программы и реформа образования стимулируют внедрение ИТ в вузах. Однако автоматизация высшего образования хоть и продвигается вперед, но не так быстро, как следовало бы. Здесь многое зависит от поставщиков ИТ. Как же они могут стимулировать применение ИТ в учебном процессе и в автоматизации хозяйственной деятельности вузов?

По мнению представителей высших учебных заведений, большую роль играет стоимость продуктов. “Безусловно, для продвижения ИТ в вузы необходим комплексный подход, включающий в себя и бесплатное предоставление ИТ-средств, и бесплатное обучение преподавателей”, — считает Игорь Демиденко.

С ним согласен Александр Митрошин: “Бесплатные лицензии для организации учебного процесса жизненно необходимы вузам, но при этом выгодны и производителям софта. Если они это не поймут, то проиграют. Вузы найдут выход, например, будут использовать СПО или разрабатывать собственные программы. Государственные образовательные стандарты никак не регламентируют изучаемое ПО. А то, о чём расскажут и что покажут в вузе, в дальнейшем студент принесёт и на предприятие. В результате может оказаться, что СПО вполне достаточно и там. А полезно ли это для производителей коммерческого ПО? Уверен, что поставщикам имеет смысл рассматривать высшие учебные заведения как рекламных агентов, а не как потребителей”.

Правда, он считает, что это относится к ПО, которое поддерживает организацию учебного процесса, а не к продуктам, используемым для научных исследований, хозяйственной деятельности и других целей. Но и в этом случае без скидок вузам было бы очень сложно.

Понимая это, компании стараются идти им навстречу. По словам Анны Жарковой, заместителя генерального директора по развитию государственных и общественных программ компании ABBYY, ИТ-фирмы, занимающиеся автоматизацией предприятий, несомненно, заинтересованы, чтобы студенты получали практический опыт применения их систем. Средства продвижения могут быть самыми разными — от бесплатных лицензий и обучения до создания специальных приложений.

Как считает Елена Безрукова, специальные финансовые условия важны для вузов, но если речь идет о серьезном проекте с масштабными задачами, то это в любом случае требует инвестиций. Но важно, что такие системы строятся под амбициозные задачи, которые без этих внедренных решений не осуществить.

Стимулировать применение ИТ в учебном процессе позволит и открытие при университетах малых инновационных предприятий, занятых в области ИТ. “На таких предприятиях могут работать как преподаватели, так и студенты старших курсов, — считает Игорь Демиденко. — Это позволит значительно повысить как мотивацию учащихся к освоению новых технологий, так и уровень ИТ-подготовки преподавателей, а кроме того, может стать одним из направлений повышения зарплаты профессорско-преподавательского состава и материальной поддержки студентов, что немаловажно в современных условиях”.

На взаимную выгоду сотрудничества компаний и вузов указывает и Юрий Страшнов, начальник отдела телекоммуникаций Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина: “Для ИТ-компаний лучшим выбором является использование университетской базы для продвижения своих решений, а именно организация дополнительных курсов для желающих и внедрение отдельных элементов в обязательные учебные программы студентов ИТ-специальностей. В таком случае все будут в выигрыше: компании получат готовых и лояльных специалистов, которых не придется переучивать будущему работодателю, а вуз привлечет новых студентов программами обучения, дающими актуальные, передовые знания”.

В чем специфика ИТ для образования

Елена Безрукова отмечает важность простоты использования решений ИТ для образования: “Главное — это дать вузу инструмент, которым он сможет пользоваться самостоятельно без постоянных консультаций компании, которая занималась его внедрением”.p>

С ней согласен Евгений Джаксимов, продакт-менеджер по проекторам московского представительства Epson: “Техника должна быть надежной и простой в применении, поскольку ее постоянными пользователями становятся преподаватели, чья профессиональная деятельность, как правило, не связана с ИТ. Администрация вузов должна быть уверена, что техника прослужит долго и ей не потребуется постоянная дополнительная поддержка. Но в то же время руководство хотело бы иметь надежные гарантии сервисного обслуживания”.

Что касается ИТ-средств, применяемых в учебном процессе, то они должны обеспечивать возможность совместной работы преподавателей со студентами, преподавателей между собой под руководством профессора, рабочих межвузовских групп и вузов с научно-исследовательскими центрами.

Анна Жаркова отметила, что системы для вузов должны обладать высоким уровнем защиты и отказоустойчивости, так как студенты — значительно более опытные пользователи, чем администрация, и с легкостью находят обходные пути.

Как преодолеть препятствия

Несмотря на взаимное стремление вузов и ИТ-компаний навстречу друг другу, сближение идёт не так быстро, как хотелось бы. Что же затрудняет автоматизацию учреждений высшего образования?

По единодушному мнению экспертов, главной проблемой является недостаточное финансирование.

Из-за нехватки финансирования в учебных заведениях мало квалифицированных ИТ-специалистов, необходимых для поддержки сложных автоматизированных систем.

Но вузы не сидят сложа руки. “В нашем университете эта проблема решается поиском дополнительных источников и активным сотрудничеством с ИТ-компаниями, поставляющими к нам ИТ-оборудование на льготных условиях, — сказал Игорь Демиденко. — Однако несмотря на все меры, средств на приобретение нового оборудования и ПО зачастую не хватает. Значительную помощь в решении этой проблемы могло бы оказать более активное взаимодействие бизнеса и образования с целью создания малых инновационных предприятий”.

Есть у вузов и другие проблемы, на некоторые из них указал Александр Митрошин: “Учебные планы не предусматривают достаточного времени на высококачественное изучение дисциплин, преподаватели ограничены в выборе ПО для проведения занятий, требования к выпускникам ИТ-специальностей у будущих работодателей плохо сформулированы, чрезмерно размыты и противоречивы. Направления подготовки ИТ-специалистов должны стать более узкими — только в этом случае можно получить необходимое качество, но такая “узость” диктует необходимость существенных затрат. При этом ни в коем случае нельзя умалять фундаментальную составляющую обучения. К сожалению, в провинции чрезвычайно мало рабочих мест для квалифицированных программистов. Требуются в основном специалисты по сопровождению ПО, чаще всего бухгалтерского, но это — путь никуда”.

Юрий Страшнов отмечает, что в первую очередь внедрению ИТ в его вузе мешает инертность преподавателей, из-за которой многие технологии используются не в полную силу или вовсе не по назначению. “Данные проблемы мы решаем при помощи курсов повышения квалификации, а также финансовым стимулированием использования ИТ в учебном процессе: преподавателю начисляются дополнительные баллы в рейтинговую карту, по которой считается зарплата”, — рассказал он.

По мнению Юрия Страшнова, ускорить внедрение ИТ в вузах можно только создав условия, в которых использование технологий будет более оправданным для людей, скажем, в финансовом плане или по трудозатратам. Например, бухгалтерии мог бы помочь отказ от требования хранить зарплатные ведомости в течение 75 лет в бумажном виде и переход на электронный документооборот, а библиотеке — наведение порядка с юридической составляющей авторских прав и легальная возможность держать книги в электронной форме.

В заключение эксперты сошлись во мнении, что вузам необходим единый подход к построению ИТ-службы. Не обслуживание компьютеров в аудиториях или поддержание стабильной работы Интернета, а выстраивание единой комплексной ИТ-политики по автоматизации бизнес-процессов вуза, информатизации отдельных подразделений, по разработке новых технологий и обеспечении ими учебного процесса. Всем этим должны заниматься не отдельные факультеты, а ИТ-служба вуза, действующая в русле определённой политики. Внятная ИТ-политика и единая ИТ-служба — залог успеха.

 

24.08.2011

Источник: pcweek.ru


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

06.12.2016

AUVIX и Optoma стали технологическими партнерами Moscow Decompression-2016

Moscow Decompression - вечеринка крупнейшего американского фестиваля Burning Man. Ежегодное событие было организовано в четвертый раз и стало самым крупным в истории проведения Decompression в России.

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.