ИТ как движущая сила инноваций в высшем образовании

В стране продолжается реформа системы образования. Недавно правительство одобрило очередную редакцию проекта закона “Об образовании” и направило его для утверждения в Госдуму. Предполагается, что его могут принять уже в конце нынешнего или в начале следующего года. Кроме того, Минобрнауки подготовило проект программы “Развитие образования на 2013—2020 гг.”, подразумевающей значительные бюджетные ассигнования. Полным ходом идет процесс укрупнения вузов, продолжается реализация программы развития федеральных и национальных исследовательских университетов, вузы и коммерческие организации создают малые инновационные предприятия.

Как эти перемены отражаются на общем уровне информатизации сферы высшего образования в России? Способствуют ли они продвижению инновационных методов обучения? Какие здесь имеются подводные камни и как их обойти? Своим мнением и опытом делятся представители ИТ-компаний и высших учебных заведений.

Стимулы и возможности

Все опрошенные нами респонденты единодушно согласились с тем, что основной драйвер внедрения ИТ — это госпрограммы и, как следствие, финансирование, которое выделяется вузам.

Эксперты сходятся во мнении, что информатизация вузов проходит те же этапы развития, что и в коммерческих компаниях. От автоматизации отдельных процессов, бухгалтерии, отдела кадров и пр. — и до создания комплексной ИТ-инфраструктуры. Этот органичный рост связан с тем, что вузы понимают необходимость включения ИТ в учебную и хозяйственную деятельность. При этом изменения в сфере информатизации образования происходят и на федеральном, и на межвузовском, и на внутривузовском уровне.

Рост квалификации и престижа ИТ-менеджмента вузов способствует созданию единой ИТ-стратегии.

Елена Безрукова, руководитель программ проектов компании AUVIX:

— Cейчас вузы стали больше интересоваться передовыми технологиями, четче формулировать свои потребности и грамотнее, на базе проектного менеджмента, внедрять ИТ- и аудиовизуальные решения."

 Елены Безруковой, руководителя программ проектов компании AUVIX:
Елена Безрукова также связала положительные тенденции в информатизации вузов с госпрограммами и отметила перемены: “Растет интерес к системному внедрению ИТ- и аудиовизуальных решений — вузы оборудуют аудитории, внедряют интерактивные образовательные технологии, создают инновационные учебные центры, при этом особым вниманием пользуется оснащение залов ученого совета и конференц-залов”.

Но помимо поддержки со стороны государства важную роль играет и активная позиция самого вуза. “Например, у учебных заведений, получивших статус национальных исследовательских университетов, появились большие возможности по финансированию своей инновационной инфраструктуры, — констатировал Сергей Ивлиев, заместитель генерального директора компании “Прогноз” по научным исследованиям. — Однако соответствующая программа предусматривает постепенное увеличение доли внебюджетного финансирования, в том числе и за счет повышения конкурентоспособности вузов не только в образовательной, но и в научно-исследовательской деятельности. Поэтому важнейшим фактором является политика самих вузов и позиция их руководства, которое выделяет финансирование на развитие”.

В качестве примера можно привести Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), в котором проведена масштабная перестройка информационной инфраструктуры: установлена единая распределенная информационная система кадрового, бухгалтерского и финансового учета, внедрена новая система приема абитуриентов, модернизирована локальная оптоволоконная и беспроводная сетевая телекоммуникационная инфраструктура, полностью обновлен парк вычислительной и организационной техники, построен высокопроизводительный вычислительный кластер для решения наукоемких задач компьютерного моделирования, а также созданы межвузовский отраслевой центр “Открытая сеть образования в строительстве” и интеграционный центр трансферта технологий и научно-технической информации в строительстве. По словам Андрея Волкова, проректора по информационным технологиям НИУ МГСУ, реализация таких проектов стала возможной не только благодаря госпрограммам, но и за счет коммерциализации собственных разработок в области ИТ на базе малого инновационного предприятия “Интеллектуальные системы”, учрежденного университетом.

Сдвиги в плане информатизации отметил и Павел Бунаков, доцент Коломенского института, филиала МГОУ: “За последние четыре-пять лет в нашем вузе произошли весьма значительные изменения — обновлен парк компьютерной техники, создана единая компьютерная сеть с выходом в Интернет, закуплено достаточное количество лицензий САПР. В целом создана хорошая база для подготовки инженеров с глубокими знаниями в области ИТ”.

Продолжается реализация ИТ-проектов в МГТУ имени Баумана. По словам доцента МГТУ Владимира Маничева, обновлен сайт университета, создан и развивается портал “Электронный университет”, заключены или готовятся к подписанию договора с ведущими ИТ-компаниями. Все это стало возможным потому, что МГТУ им. Баумана получил статус Национального исследовательского университета.

Но внедрение ИТ не является самоцелью. Такие проекты должны давать отдачу. Сергей Кувшинов, директор института образовательных технологий РГГУ, перечислил некоторые результаты информатизации: “С внедрением системы электронного документооборота и автоматизации учебно-административной работы сотрудникам проще стало планировать рабочий день, и даже находясь в отпусках, они могут курировать свои служебные вопросы. Повысилась и административная дисциплина: документ, стоящий на исполнении, не должен быть просрочен”.

Однако такие положительные перемены происходят далеко не во всех вузах. Так, по словам Александра Сарсадских, начальника ИВЦ Нижнекамского химико-технологического института, за последнее время больших изменений не произошло. Примерно так же обстоят дела и в Воронежском государственном университете.

Что могут дать ИТ образованию

Как рассказал Сергей Кувшинов, в РГГУ создан многофункциональный мультимедийный аудиторный комплекс, который включает средства 3D-визуализации, многоканального звука, интерактивные комплексы Smart, системы дополненной реальности и даже мобильные робототехнические устройства, функционирующие в рамках объединенной международной виртуальной учебно-исследовательской лаборатории, в которой ведут учебный процесс Задарский университет, Венский технический университет, Дальневосточный государственный университет, МГУПИ, Станкин и ряд других вузов.

А Сергей Ивлиев привел в качестве примера использование интерактивных игр на занятиях: “Пермский национальный исследовательский университет закупил 20 планшетов iPad для новой формы занятий. С их помощью мы проводим со студентами игру, связанную с имитацией работы финансового рынка. Через мобильные устройства студенты делают биржевые заявки, назначают цену, заключают сделки. Эту же технологию мы используем для дистанционных курсов и контроля знаний”.

Основная деятельность вузов — образование, поэтому важно, чтобы информатизация способствовала внедрению инновационных методов обучения.
В этом плане наиболее очевидным примером является мультимедийное оборудование, которое стало активно применяться во многих вузах.

Но, конечно, для обучения одних лишь технологий недостаточно. Многое зависит от мастерства преподавателей и их стремления к новаторству. По словам Елены Безруковой, кто хочет применять, например, 3D в лингводидактике, проводить интерактивные занятия или активно использовать видеосъемку лекций, предлагать дистанционные углубленные курсы, заниматься имитационным моделированием и прочее — тот это делает. А если в этом нет потребности и содержание курса этого не требует, то не помогут и ИТ-решения.

Тем не менее в некоторых случаях ИТ открывают новые возможности для передачи знаний. Так, внедрение вычислительного кластера в Пермском национальном исследовательском университете позволило проводить на этом суперкомпьютере практическую часть учебных курсов. Студенты решают задачи финансовой инженерии, экономического моделирования и выполняют исследования микроструктуры финансовых рынков совместно с профессорами европейских вузов, принимая участие в научной работе.

В этом году был наконец принят федеральный закон, который разрешает учебным заведениям использовать дистанционное обучение (ДО). Подстегнет ли это внедрение ИТ в вузах? Сложный вопрос. Эксперты отметили, что с одной стороны, развитие ДО невозможно без развития ИТ, но с другой — в ДО основным является не ИТ, а методология обучения, которая отличается от очной или заочной формы.

Сергей Ивлиев разделил ДО на два типа: “Первый — удаленное присутствие на лекциях, семинарах, конференциях. Эта задача решается путем закупки решений для видеоконференцсвязи. Дополнительно может потребоваться расширение интернет-каналов. Второй тип — разработка и распространение курсов дистанционного обучения. Здесь от сотрудников вуза требуется большая методическая работа, даже если вуз приобретет готовую систему для обучения, тестирования и подготовки курсов”.

К тому же дистанционные методы подходят не для всех дисциплин. “Существует определенный круг специальностей, в основном гуманитарного профиля, к которым применим данный подход. Хотелось бы отметить опыт Всероссийской государственной налоговой академии по результативному использованию дистанционного обучения”, — сказала Елена Безрукова. Но в целом эксперты высоко оценили перспективы ДО, так как такой подход позволяет передавать знания большему количеству студентов, избавляя их от необходимости приезжать на очные семинары и лекции. По их мнению, именно такова образовательная модель будущего: полностью электронная или смешанная, сочетающая дистанционное образование и занятия в аудитории.

На переднем крае технологий

Сейчас в отрасли ИТ происходит очередная революция, связанная с распространением облачных и мобильных технологий, социальных сетей. Судя по мнению экспертов, вузы не остаются в стороне от новых веяний.

Поскольку сегодня почти каждый студент ходит с планшетом или смартфоном, сейчас стало актуальным построение сетевой инфраструктуры, в которой может работать любое устройство, поддерживающее Wi-Fi. Зачастую вузы не только создают бесплатные сети Wi-Fi для студентов и преподавателей, но и обеспечивают ведущих сотрудников современной мобильной техникой. Такие сети есть в Коломенском институте (филиале МГОУ), в МГТУ имени Баумана, в НИУ МГСУ. С их помощью студенты получают доступ к учебным ресурсам на своем мобильном устройстве. Некоторые учебные заведения идут еще дальше и отказываются от использования бумажных учебников и материалов, потому что необходимая студентам информация становится доступной на смартфонах, планшетах и электронных книгах. К тому же сейчас существует ряд сайтов, где можно подписаться и пройти учебный курс прямо со смартфона или планшета.

В учебных заведениях широко применяются социальные сети, что не удивительно. Ведь в свое время они создавались именно как локальные университетские сети, а потом разрослись до глобальных масштабов. Благодаря социальным сетям вузы получают возможность эффективно взаимодействовать с абитуриентами и их родителями, студентами и выпускниками. Например, преподаватели могут выкладывать необходимые и просто интересные материалы для своих студентов в блогах или на страницах сайтов вузов, а также делиться экспертным мнением, обсуждать материалы, решать поставленные задачи на страницах в социальных сетях. Уровень вовлеченности студентов в такие обсуждения возрастает на порядок, как и эффективность коммуникаций, так как ни один вопрос не останется незамеченным. При этом за счет коллективного участия задачи могут решаться точнее и полнее.

Весьма перспективными для вузов являются и облачные технологии, которые позволяют им сформировать более гибкую и мощную информационную среду, а также упростить сопровождение и экономить средства их и так небольших ИТ-бюджетов. К примеру, в МГСУ на базе высокопроизводительного вычислительного кластера реализована облачная система, включающая комплекс из специализированного ПО, централизованного хранилища данных и мультимедийного контента.

Но это в теории, а на практике немало факторов сдерживают распространение облаков в образовательной сфере. Некоторые из них перечислил Павел Бунаков: “Далеко не везде каналы связи пригодны для практической работы в облаке. Стоимость SaaS-моделей лицензирования весьма высока, не хватает ПО для организации учебного процесса, а доступных облачных САПР нет вообще”.

На стыке образования и бизнеса

Три года назад был принят закон, разрешающий вузам коммерциализировать научные разработки и создавать для их продвижения совместные предприятия с коммерческими предприятиями. Как проходит этот процесс и способствует ли он внедрению ИТ в вузах?

По мнению экспертов, идея совместных предприятий хороша, поскольку все мировое общество так живет, но у нас процесс их создания еще находится в зачаточном состоянии. Елена Безрукова перечислила целый ряд причин: “Во-первых, непонятно, кто будет заказчиком таких разработок. По нашему опыту, это только сырьевая отрасль. Во-вторых, отсутствуют готовые решения для управления такими предприятиями. В-третьих, законодательство нуждается в доработке. В-четвертых, от вузов требуется, чтобы их деятельность в таких предприятиях была прибыльной, но как этого можно добиться, если, например, вуз целый год занимается одним крупным, трудным, наукоемким заказом?”.

Тем не менее она отметила, что предприятия и сейчас сотрудничают с вузами, но совместная деятельность ограничивается заказами на качественные кадры (ради этого в вузах создаются специализированные отраслевые центры) и проведением научных исследований, а также реализацией совместных программ переподготовки и повышения квалификации. Под эти задачи создаются ИТ- или аудиовизуальные решения, которые финансируются либо государством, либо вузом из внебюджетных средств.

Так что хотя вузы еще только начинают процесс создания совместных предприятий, в дальнейшем это может дать толчок к более широкому внедрению ИТ.

Проблемы и их решения

Несмотря на многочисленные преимущества информатизации, на пути внедрения ИТ в вузах находится немало препятствий, главным из которых по-прежнему остается недостаточное финансирование. “Самая очевидная проблема для сотен российских вузов, получающих минимальную поддержку от государства, — это нехватка денег, — констатирует Павел Бунаков. — Особенно это касается вузов, занятых подготовкой специалистов для регионов. Федеральные и национальные научно-исследовательские университеты, работающие в рамках целевых программ, не так остро ощущают эту проблему, но вряд ли их выпускники пойдут работать на тысячи предприятий в небольших российских городах”.

Из-за проблем с финансированием внедрение ИТ в образовательных учреждениях зачастую проходит по остаточному принципу. “В первую очередь вузы стараются решить основные задачи, например срочно сделать ремонт, заменить компьютеры, купленные очень давно, и прочее, а целенаправленное внедрение ИТ или аудиовизуальных средств может и подождать”, — сказала Елена Безрукова.

Вторая не менее острая проблема — кадровая. Несмотря на некоторый приток молодежи, средний возраст преподавателей по-прежнему весьма велик. С точки зрения преемственности и стабильности это неплохо, но ИТ развиваются столь стремительно, что лучше всего их воспринимают и доносят до студентов именно молодые преподаватели. Однако, по мнению экспертов, привлечь много молодежи к учебной деятельности очень сложно, так как заработная плата преподавателей не соответствует сложности и ответственности их работы.

Человеческий фактор серьезно тормозит развитие ИТ в высшем образовании, так как складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в вузах уже достаточно современных компьютеров, организационной и мультимедийной техники, а с другой стороны, для того чтобы масштабно изменить ситуацию, необходимо перестраивать идеологию представления знаний у профессоров и преподавателей, многие из которых по целому ряду объективных и субъективных причин воспринимают подобные инновации без энтузиазма. По мнению Андрея Волкова, ускорить и повысить эффективность внедрения современных технологий в учебный процесс должны специальные программы повышения ИТ-квалификации в рамках единой университетской программы, профессиональные и интуитивно понятные интерактивные конструкторы для создания мультимедийных образовательных курсов и, что самое главное, — массовые удачные примеры использования ИТ в учебном процессе.

Есть и другие кадровые проблемы. Как считает Сергей Ивлиев, в преподавательском составе большинства российских вузов существует разрыв поколений — недостаточное число преподавателей среднего, наиболее продуктивного возраста. На его взгляд, здесь могут пригодиться образовательные проекты, которые реализуют в вузах предприятия: “Многие ведущие российские ИТ-компании имеют в вузах свои базовые кафедры, на которые привлекают наиболее креативные кадры для обучения студентов и проведения исследований, создавая при этом всю необходимую технологическую инфраструктуру. Но такое сотрудничество не начинается по команде сверху — это эволюционный процесс развития”.

Кроме того, в вузах явно не хватает ИТ-специалистов, способных применять современные методы проектного управления, планирования и реализации крупных ИТ-проектов, потому что у вузов нет возможности и средств для удержания сильных ИТ-профессионалов. Из-за этого зачастую используется старый подход к автоматизации, который характеризуется отсутствием системного подхода в управлении и, как следствие, недостаточно качественной формализацией задач для автоматизации, слабым стратегическим планированием, лоскутной автоматизацией, отсутствием единой технологической платформы.

Эксперты сходятся во мнении, что очень многое в сфере информатизации зависит от руководства вуза.

Эксперты предложили варианты решений некоторых проблем. Так, по мнению Владимира Моровикова, преподавателя из Воронежского государственного университета, недостаток финансирования можно решить путем использования СПО: “Это ведет к экономии средств на ИТ за счет уменьшения стоимости закупки ПО, более низкой стоимости обслуживания, высокой устойчивости и отсутствия вирусов”. А решить кадровый вопрос, считает он, позволит стратегия повышения квалификации преподавателей ИТ, включающая планирование обучения и сертификации на курсах ведущих вендоров.

Александр Сарсадских предложил создать общую дистанционную систему повышения квалификации преподавателей и ИТ-сотрудников государственных вузов: “Учебные курсы в этой системе должны быть разного уровня — от пользователя до профессионала. На основе удачного опыта внедрения ИТ в крупных вузах следует выработать общее практическое ИТ-решение для образования, независимо от категории вуза — крупный столичный или мелкий провинциальный. Нужно также создать общую сеть электронных библиотек для государственных вузов, доступную для студентов в течение всего срока обучения”.

Но в целом эксперты сошлись во мнении, что проблемы информатизации вузов вряд ли будут решены без вмешательства государства. “Нужна общегосударственная программа внедрения ИТ в образование с учетом перспектив развития информационных технологий и будущих потребностей в профессиональных кадрах и финансировании этой программы”, — считает Александр Сарсадских. А Владимир Моровиков полагает, что необходима государственная программа по переводу части государственных и образовательных организаций на GNU/Linux и свободное ПО. Однако несмотря на то, что пару лет назад правительством было принято решение об СПО, оно пока никак не отразилось на процессе внедрения ИТ в вузах.

По мнению Павла Бунакова, подстегнуть информатизацию вряд ли удастся без изменения порядка финансирования, повышения заработной платы, увеличения расходов на повышение квалификации и введение штатных единиц ИТ-специалистов: “На многих современных предприятиях работают ИТ-директора. Это экономически целесообразно в современных условиях. Аналогичные должности необходимы и в вузах, причем с бюджетным финансированием. Их задача — разработка и реализация стратегических планов информатизации вуза, построение единой системы ИТ”. Но главное, считают эксперты, невозможно разделить проблемы внедрения ИТ и общие проблемы вузовского образования. Тотальная коммерциализация образования — это тупиковый путь развития сегодняшней России. Только государство может обеспечить вузам защиту от этого путем гарантированного финансирования, стимулирования деятельности различных фондов, выделения грантов на проведение научных исследований и других мер.

 

14.09.2012

Источник: Елена Гореткина, PC Week Review: Образование и ИТ, август 2012


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

28.11.2016

Вебинар «Решаем вопросы аудио оснащения переговорных комнат»

Продакт-менеджер по звуковому оборудованию AUVIX Мария Кузьо рассказала об особенностях звукового оборудования для различных сфер применения.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.