Легкая виртуальность бытия: новые возможности трехмерного моделирования и виртуальной реальности в образовании

Епена Безрукова, руководитель отдела развития бизнеса департамента системной интеграции компании AUVIX Компания AUVIX разрабатывает и реализует комплексные аудиовизуальные проекты. Одно из ключевых направлений деятельности - реализация аудиовизуальных проектов для высшего образования. Однако это не все возможности компании. При реализации Центров трехмерного моделирования и виртуальной реальности AUVIX не ограничивается построением аппаратного решения, а предлагает своим Заказчикам разработку 3D-контента для обучения, адаптируя его в стерео-формате под определенные задачи конкретного высшего учебного заведения.

Епена Безрукова, руководитель отдела развития бизнеса департамента системной интеграции компании AUVIX, С 2007 года занимается системной работой с ВУЗами по продвижению комплексных аудиовизуальных решений, компания AUVIX реализовала ряд серьезных проектов в рамках Приоритетного Национального Проекта Образование

О том, как «креативят» прогрессивно мыслящие преподаватели и руководители вузов и как им в этом помогают компании-профессионалы, выяснял наш журнал с помощью руководителя отдела развития бизнеса департамента системной интеграции компании AUVIX Елены Безруковой.

Реальная виртуальность

Образование - ключевое и наиболее благодатное направление внедрения комплексных аудиовизуальных решений. Мы всесторонне изучаем опыт различных университетов в мире в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовании, в научно-исследовательской деятельности и стараемся наиболее успешные практики адаптировать в российских условиях. Если говорить о том, какие решения сегодня востребованы в ВУЗах, то можно условно выделить четыре направления: аудиовизуальные решения для многофункциональных аудиторий, лекционных залов, построение учебных ситуационных центров, разработка и внедрение отраслевых учебных центров и построение аппаратно-программных комплексов для Центров трехмерного моделирования и виртуальной реальности.

Центры трехмерного моделирования и виртуальной реальности вызывают все более растущий интерес со стороны ВУЗов, тогда как специалистов, способных грамотно создать трехмерный контент и адаптировать его для стереоизображения очень мало. Нашей компании удалось найти профессионалов в данной области, и они стали нашими надежными партнерами и единомышленниками.

Особенность технологии в том, что она позволяет не только увидеть то, что в двухмерном пространстве или даже реальной жизни не увидишь во взаимодействии, но и отработать в виртуальном пространстве необходимые навыки, которые впоследствии придется применять на практике. Другими словами, вы получаете возможность почти реально пережить ситуацию, которую сможете пережить только уже в реальной жизни, но навыки действия в ней вам требуется приобрести до того, как она возникнет. Здесь нужно четко понимать разницу между 3D и стерео-изображением: второе создает эффект присутствия, когда вы не только видите на экране, но и окружены виртуальной реальностью, можете с ней интерактивно взаимодействовать.

Технология имеет большие возможности для образовательной деятельности, так как можно в виртуальной среде отрабатывать будущие практические навыки, для решения прикладных задач - моделирования, проектирования, презентационных целей. Технология широко применяется в архитектуре, транспорте, строительстве, почвоведении, в области нефти и газа, в медицине. В области медицины 3D-тренажеры позволяют, например, отработать сценарий постановки катетера и визуализировать все последствия возможных ошибок. А также - в перспективе - работать с самим предметом, как бы попасть внутрь, к примеру, опухоли, посмотреть, какие процессы в ней происходят в зависимости от форм воздействия на нее.

Как стать аборигеном

Легкая виртуальность бытия: новые возможности трехмерного моделирования и виртуальной реальности в образованииВ 2008 году наша компания успешно реализовала Лабораторию трехмерного моделирования и виртуальной реальности для Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) - этот проект стал финалистом инновационных AV-проектов InAVation Awards. В 2010 году в МГЛУ была защищена научная работа - методика межкультурной компетенции на основе технологии трехмерной визуализации (автор Дёмина Дарья Аркадьевна, к.п.н., научный руководитель ректор МГЛУ, д.п.н. Халеева Ирина Ивановна]. По праву МГЛУ можно считать пионерами и основоположниками данной технологии в российском образовании. Благодаря тому, что есть такие прогрессивно мыслящие руководители в ВУЗах, как ректор МГЛУ И.И. Халеева, российское образование по-прежнему готовит высококвалифицированные кадры. Для адаптации и активного применения технологии трехмерного моделирования и виртуальной реальности ректор МГЛУ И.И. Халеева выступила инициатором создания консорциума университетов России (BP ЗД), в который вошли МГСУ, МАРХИ, МГУПС (МИИТ) и компания AUVIX, кстати сказать, единственная коммерческая компания, являющаяся ассоциированным членом данного некоммерческого объединения. Для начала подобная организация - это помощь всем как во внедрении на начальном этапе новых технологий в образовательный процесс, так и на более продвинутой стадии - в подготовке собственного контента.

Казалось бы, что в языковедении можно визуализировать? У технических специалистов все понятно - двигатели, формулы, механизмы и пр. Как быть с гуманитариями? Однако для профессионалов-лингвистов очевидно, что языковая среда - это трехмерное красочное пространство. Для его изучения мало применять традиционные средства изучения - память, внимание, мышление. Мало зубрить слова и выражения, нужно понимать, что язык - это еще образы, эмоции, ассоциации, словом, целая культура, в которой живут и думают люди. И их стиль мышления может отличаться от нашего. И сколько бы слов и выражений ни складировалось в вашей памяти, если вы не понимаете этот образ мысли, язык будет понимать крайне затруднительно.

Более того, трехмерное изображение в обучении позитивно влияет на долговременную память: к тому времени, как мы начали совместный проект с МГЛУ, это уже был научно доказанный факт: усвоение огромных объемов информации (а иностранный язык именно это из себя и представляет) лучше идет путем технологий 3D.

Таким образом, требовалось найти технологию, которая позволила бы использовать достижения 3D в учебном процессе, чтобы дополнить традиционные зубрежку, поездки в страну изучаемого языка и просмотр кино на языке еще одним инструментом.

Некоторые учебные фильмы посвящены такому явлению, как «вторичная социализация» - это стерео фильмы, посвященных жизни в Великобритании и Германии. Фильмы были сняты с настоящими актерами носителями языков, в реальной обстановке. Задача была максимально возможно социализировать студентов в стране изучаемого языка до того, как они туда попадут. Не секрет, что многие из нас, пребывая в убеждении, что знают иностранный язык, приезжая в страну и начиная общаться, впадают, скажем так, в состояние стресса, потому что не понимают добрую половину того, что им говорят. Не говоря уже о том, что простая процедура, к примеру, покупки билета или одежды начинает занимать время и вызывает психологический дискомфорт. Цель разработанных фильмов - нивелировать возможные факторы риска, обучить студентов основам бытовой жизни в стране до того, как они окунутся в эту среду.

Технология полного погружения

Легкая виртуальность бытия: новые возможности трехмерного моделирования и виртуальной реальности в образованииТакже были созданы фильмы-тренажеры-тесты для специализаций «международное право», «международный туризм», «криминология». Фильмы визуализировали, например, правильное ведение разговоров по телефону, ресторанный этикет (от сервировки столов до реакции посетителей на пролитый на брюки кофе], прием и обслуживание гостей на дипломатическом уровне, продажи по телефону. В этих своего рода стерео-«мультиках» проигрывались реальные ситуации, показаны были типичные ошибки, которых следует избегать, и, наоборот, «правильная» схема работы в той или иной ситуации.

Хотя некоторые преподаватели считают, что не стоит закладывать ошибки в сценарий учебного фильма, следует сразу показывать, как нужно делать правильно, чтобы студенты видели и запоминали без риска запомнить «неправильный» сценарий. В фильме для специалистов-криминалистов студент работает непосредственно с виртуальным трупом. Или ищет наркотики в квартире наркодилера. Или проводит с ним допрос. Все учебные фильмы выполнены следующим образом: погружение в фильм - выполнение упражнений по теме - анализ ошибок. В процессе выполнения упражнения происходит первичное формирование практических навыков. Есть разница: записать в тетрадке: делать то-то, не делать того-то или сразу на практике попробовать?

Для военной кафедры разработан виртуальный воздушный бой - фильм-тренажер для военных переводчиков. Учащиеся надевают шлем с очками, берут в руки мышку - и они в кабине самолета, который ведет бой с силами противника. Два летчика-союзника должны на английском языке достичь согласованности действий. Выглядит почти как игра, но требует не только очень хорошего знания английского языка, но и минимальных навыков обращения с техникой.

Конечно, достоинств классических инструментов образования никто не оспаривает: бумага и ручка необходимы. Но мы предлагаем некий инструмент, эффективно их дополняющий.

Все сценарии к фильмам были созданы преподаватели, причем по наиболее «болезненным» для них темам - наименее усваиваемым студентами. Оказалось, что результат вполне оправдал ожидания.

Привилегия работы в виртуальном поле

Перед нами не стоит задача заменить виртуальной реальностью технологии обучения - это дополнение к тому, что уже есть, позволяющее просто приобрести практический навык. Для современных студентов виртуальная реальность - это не фантастика, а уже часть их жизни, которую в стенах ВУЗа они даже не воспринимают как игру. Они готовы к такой форме подачи материала, им это нравится. Для них, судя по нашей практике, учиться в такой аудитории - это привилегия, за которую они борются.

Мы на своем опыте убедились, что для создания любых передовых аудиовизуальных решений ВУЗу необходимы даже не столько деньги, сколько прогрессивно мыслящие руководители. Если руководство ВУЗа сможет построить работу таким образом, что его преподаватели сами начнут искать новые формы обучения, то не придется долго о6ъяснять очевидное. Заставлять преподавателей работать с применением информационно-коммуникационных технологий можно, однако вряд ли это будет всегда эффективно.

Приведу пример более результативного воздействия на преподавателей. В МГУПС (МИИТ) мы создали многофункциональную учебную аудиторию. Ее инициатором стал старший преподаватель кафедры «Инновационные технологии» Юрий Моисеевич Герштейн. Он получил возможность видеть рабочее пространство каждого студента, организвывать работу в группах, выводить изображение с любого АРМ студента на экран коллективного пользования, инициализировать совместные дискуссии, блокировать на экзамене АРМ студентов, отслеживать кто и каким образом выполнил экзаменационное задание. Благодаря этому, время приема экзаменов, например, сократилось у него минимум в два раза, к нему потянулись другие коллеги-преподаватели пообщаться. И впоследствии также захотели применять данную технологию в своей работе. И такая же ситуация во всех ВУЗах, с которыми мы сотрудничаем - это и МГСУ, и МАРХИ, и РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина и многие другие.

Если подключается заслуживающий реального доверия источник, нет необходимости в административных мерах.

Утром деньги - вечером стулья

Конечно, задача вуза, внедряющего у себя технологию - не только создать новый инструмент для обучения, но и источник, позволяющий зарабатывать деньги на новые проекты. Это привычная международная практика. При наличии необходимого оборудования и, тем более, контента, можно создавать и обучать сотрудников компаний, в том числе потенциальных работодателей. Компании ежегодно тратят огромные бюджеты на тренинг сотрудников, в том числе в области туризма, международного права и пр. Все то же самое, только с большей эффективностью и наглядностью можно сделать на базе 3D-лаборатории вуза. А современные ВУЗы открыты к подобному сотрудничеству с коммерческими компаниями.

 

12.09.2011

Источник: Equal AV


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

06.12.2016

AUVIX и Optoma стали технологическими партнерами Moscow Decompression-2016

Moscow Decompression - вечеринка крупнейшего американского фестиваля Burning Man. Ежегодное событие было организовано в четвертый раз и стало самым крупным в истории проведения Decompression в России.

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.