Поверил бы Станиславский? Мультимедиа не вместо, а вместе...

Согласно принятой в 2011 г. «Концепции долгосрочного развития театрального дела в России до 2020 г.», федеральный бюджет возьмет на себя финансирование (софинансирование) строительства новых и реконструкцию имеющихся зданий театров и театральных учебных заведений. Конечно же, модернизация театров подразумевает под собой и техническое переоснащение старых сцен. Вместе с тем, растет и число государственных и муниципальных театров в России: за период с 1993 по 2009 год – аж на 40 процентов, с 427 до 601 театра. Общий объем бюджетного финансирования театров в период c 2003 по 2009 год также увеличился с 7,8 млрд. рублей до 26,3 млрд. рублей (с 66,1 процента до 74 процентов общей суммы поступлений). Более того, существуют региональные программы поддержки театров, которые также дают возможность получения бюджетов под конкретные задачи. Однако нередко получается, что деньги выделяются, а как использовать новое оборудование художественным руководителям неясно: и без него, вроде, справлялись.

Как новые технологии могут помочь воплотить художественный замысел и усилить талантливую режиссуру, поделятся наши эксперты, со стороны и заказчиков, и интеграторов, которые уже наработали позитивный опыт такого воплощения.

Театр начинается с замысла

Оставим с порога споры о том, мешают ли новые устройства классичности театра. Понятно, что если сегодня театр хочет собирать аншлаги, ему необходимы как минимум хороший звук и грамотный свет. В остальном: дополнении происходящего на сцене видеорядом на экране, виртуальных декорациях, использовании гаджетов в представлении – все зависит от художественного замысла. Если театр намеревается привлекать молодежную аудиторию, очевидно, что придется использовать мультимедийные инструменты.

Год назад в Александринском театре в Санкт-Петербурге после реконструкции открылась Новая сцена, которая стала своего рода экспериментальной площадкой для сочетания традиционных театральных форм со всеми возможными видами мультимедиа.

Андрей Кононов, советник Александринского театра: «Основная идея заключалась в том, чтобы собрать под крышей нового комплекса различные технологии и направления искусства, в результате получился театр, интегрированный с Интернетом, кинематографом, системой создания и оживления аватаров, технологиями захвата изображения, 3D и т.п. Конечно, всегда первична художественная мысль и сохранение лучших традиций русского театра, актерской школы, режиссуры, драматургии, которые существовали в XIX –XX вв. При этом мы оставляем возможность для экспериментов, к примеру, сочетания игры реальных актеров и аватаров на одной сцене, постановку одного спектакля на разных сценах одновременно, комбинирования аудио-видео и кинематической информации. Таким образом осуществляется интеграция сетевого и театрального искусства... Мультимедиа в нашем театре – это инструмент, а не самоцель. Главное – не бояться экспериментировать с новыми технологиями, стараясь взять все лучшее и позитивное, что накоплено мировым опытом в этом направлении. Важно помочь зрителю из потребителя информации стать участником представления – не столько толкаться в буфете перед спектаклем, лениво ожидая, когда его начнут развлекать, сколько погрузиться в атмосферу действа, проникнуться основными идеями режиссера, познакомиться с главными героями, посмотреть изображения соответствующей эпохи и т п. Хотя буфет, конечно, тоже важен. К тому же там тоже висят панели».

Практика знает случаи, когда, получив бюджет на техническое переоснащение, театр объявлял тендер. Какой-нибудь далекий от культурной сферы интегратор его выигрывал по объективным причинам бюджетного свойства, устанавливал проекторы, делал коммутацию, а потом оказывалось, что некоторым спектаклям это мешает. В итоге проекторы через месяц перекочевывают в кладовку. А театр продолжает жить, как жил... Но есть и другие случаи: когда художественный руководитель театра четко представляет, что техника ему необходима для постановки того или иного спектакля. Так было при установке звуковой системы в Театре Наций, так происходит в известном своей сильной драматургией театре «ОКОЛО» (хотя все мультимедийное оборудование последнего ограничивается старым переносным проектором).

Михаил Шимберг, художник по свету московского театра «ОКОЛО»: «Как наверное, для большинства авторских театров, делающих акцент на режиссуре и актерской игре, использование мультимедиа для нас не самоцель, а один из инструментов эмоционального воздействия на людей... Сначала у режиссера рождается идея нового спектакля, потом он, режиссер, продумывает ее актерское воплощение, потом – какие декорации использовать. И последний этап – какой визуальный контент отдать в разработку художнику...»

Простая проекция на элементы декораций или стену позволяет постановщику усилить происходящее вживую действие видеорядом – как правило, документальными кадрами или фотографиями эпохи, о которой идет речь.

А также в области балета...

Виртуальные декорации – технология, получившая развитие в шоу-индустрии, теперь пришла в театры. Помимо значительных по сравнению с традиционными декорациями художественных возможностей, виртуальные не требуют места и времени на смену. При этом они требуют контента, ограниченного лишь фантазией художника. Особенно актуальной технология может стать для музыкальных театров. И производителям здесь есть, что предложить.

Дмитрий Радченко, компания Panasonic: «Уникальным можно назвать опыт театра русского балета Talarium Et Lux. Декорации для двух постановок – «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» - сделаны на наших проекторах. «Задники» состоят из нескольких поверхностей и расположены неравномерно, что создает трехмерную перспективу. Примечательность спектаклей еще и в том, что реальные актеры путем предварительных съемок внедряются в контент, а во время спектакля «входят» в экран или «сходят» с него. Подобные эффекты сегодня возможны благодаря тому, что соответствующее оборудование, например, проекторы мощностью 20 тыс. люмен сравнительно недавно стало доступны для театров – и по бюджету, и по обслуживанию. В частности, те проекторы, которые использует Talarium, просты в монтаже и, главное, у них приемлемый уровень шума, что позволяет подвешивать их прямо над сценой... Поскольку у театра нет стационарной сцены и он много гастролирует, преимущественно за рубежом, компактность оборудования, удобство монтажа и отсутствие громоздких декораций – весьма существенные для труппы плюсы. Сейчас театр готовит постановку балета «Ромео и Джульетта», в котором также открывается большая перспектива для проекционного художественного контента».

Ирина Омельченко, директор театра Talatium: «Использование мультимедиа в наших спектаклях позволяет не только раскрыть возможности сцены и по-новому решить вопрос декораций, но и расширить пространство, поиграть с цветом, добавить в танец виртуальных персонажей. В поисках технического решения мы рассматривали множество вариантов. Лазерные технологии небезопасны для танцоров. Обратная проекция требует достаточного пространства за сценой – не все наши площадки им располагают. По функционалу, засветке, конструктиву, весу оптимальным для нас оказалось проекционное решение. Сегодня основное в нашем мультимедийном контенте – рисованные анимированные персонажи: куклы, снежинки, балерины, лебеди – все, что нужно для создания ощущения сказки и сочетания ее с классическим танцем. Благодаря такой анимации, а также отсутствию необходимости менять декорации, наши представления смотрятся на одном дыхании: зритель ни на минуту не «выпадает» из состояния волшебства».

Поскольку большинство таких постановок так или иначе связаны со сказочными или историческими персонажами, то сочетание рисованных сюжетов с реальными, а также мгновенная сменяемость декораций предоставляют массу дополнительных художественных возможностей. Особенно если вспомнить творческие терзания постановщиков волшебных танцев Нижинского во время парижских «Русских сезонов» в начале прошлого века – можно только представить, чем бы это обернулось, имей они в руках хотя бы один небольшой проектор. «Послеполуденный отдых Фавна» и другие миниатюры не пришлось бы оформлять бутафорией, а Стравинский был бы, скорее всего, только благодарен, если бы его «Весна священная» сочеталась с видеорядом. Или, по крайней мере, счастливы были бы зрители.

Театр на песке

Помимо преимуществ, которые мультимедиа дают традиционной театральной школе, они еще и открывают возможности для создания новых площадок и художественных форм – и тоже весьма успешно. Здесь возможно все: и эксперименты, и синтез различных жанров искусства, и привлечение зрителей к театральному действию еще до того, как он дошел до вешалки, и голографический театр – словом все, что доступно человеческой фантазии.

С одной стороны, это – страшный сон яростных апологетов традиционного жанра. С другой – новая форма искусства, мало ограниченная в средствах художественного выражения. Одна из таких форм нашла свое применение в театре «На Песке». Идея пришла в голову сотруднику литейно-механического завода, когда он увидел, как для получения различных форм используется песок. Помимо песка, в шоу используется вода и мерцающая крошка. В трех резервуарах участники представления соответственно рисуют узоры и создают образы на песке, в воде и с помощью крошки. Кроме того, спектакль построен на симбиозе проекционной техники и экранов, которые создают динамичные декорации, дополняют специальным контентом происходящее на сцене и транслируют то, что происходит в резервуарах. Все это сопровождается живой музыкой.

Сергей Матанов, креативный директор московского театра «На Песке»: «Зритель должен себя ощущать вовлеченным в процесс представления. Это живое шоу, которое предполагает тесный контакт всех участников. Наша задача – вызвать удивление с помощью широкоформатного проецирования, контраста действий на сцене, сочетания мультимедийного контента и живого действа».

Большой брат смотрит на тебя

Одно из активно востребованных и государственно поддерживаемых проектов – это внедрение видеонаблюдения в творческий и учебный процесс, а также локальное технологическое телевидение для театральных школ и студий.

Помимо информационно-художественной функции, такая система может стать своего рода видеоконтролем за тем, что происходит в аудиториях – художественный руководитель театра при желании может в любой момент увидеть происходящее в режиме реального времени. Обычно это делается с одного монитора – как главный хирург может одновременно наблюдать за несколькими операционными, так и главный режиссер видит, что происходит в залах во время репетиции и представления. Это может быть полезным как для драматических театров – таких как Школа им. Райкина или ET Cetera Калягина, так и для музыкальных – как Школа балетного искусства им. Эйфмана в Петербурге.

Более того, панели, висящие в фойе, залах и других помещениях театрального пространства, могут выполнять вездесущую функцию Digital Signage.

Александр Пивоваров

Александр Пивоваров, AUVIX, Москва:

В одном из европейских театров была внедрена система DS – экраны охватывали все пространство театра, от подземной парковки до холла, где транслировалось приветственное обращение к зрителям и ролики с анонсами спектаклей... Мультимедийная система в российском театре сегодня может решить множество задач как в самой постановке, так и в помещении. Уже в гардеробе гостей встречает система DS с актуальной информацией. Экраны в фойе отображают репертуар на месяц, рассказывают подробности о сегодняшнем спектакле, о режиссере, актерах, предоставляют карту театра и прочее. Технически оснащенный театр быстрее привлечет активную публику, заинтересованную во всем новом...»

Как много в этом звуке...

Для того, чтобы проект технического оснащения или переоснащения театра оказался действительно эффективным, необходимо не забывать про акустическую подготовку зала и других помещений театра – с учетом архитектурных особенностей, наличия служебной связи, количества мест, форматов представлений и т.п. Во многих залах по-настоящему хороший обзор обеспечивает не такое большое количество мест, в то время как профессионально спроектированная и установленная система звукоусиления гарантирует хорошую слышимость во всем зале. Такая система обеспечит также комфортное восприятие звука для большинства зрителей, даже если естественная акустика зала имеет свои недостатки.

Сегодняшние заказчики профессиональных акустических систем – не только раскрученные музыкальные шоу и продвинутые театры, но и храмы, настоятели которых как никто понимают важность разборчивости звука во время службы в столь акустически сложном помещении, а также значительного увеличения количества паствы за счет прямых интернет-трансляций богослужений.

Оформить грезы в техническое задание

Позитивный опыт переоснащения театров, спортивных событий, гастрольных шоу западных и не только звезд показывает: грамотный мультимедийный проект в этой области рождается из нескольких составляющих. Фантазий и грез художественного руководителя, умения директора театра читать государственные программы поддержки, а также профессионализма технического советника, который сможет грезы облечь в форму реального технического задания, найти грамотного исполнителя и совместно оптимизировать расходы на проект. Словом, театр – жанр синтетический, здесь возможны любые формы и эксперименты. Важно помнить одно: ничто не заменит таланта режиссера и актеров.

 

25.08.2014

Источник: Equal AV


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

06.12.2016

AUVIX и Optoma стали технологическими партнерами Moscow Decompression-2016

Moscow Decompression - вечеринка крупнейшего американского фестиваля Burning Man. Ежегодное событие было организовано в четвертый раз и стало самым крупным в истории проведения Decompression в России.

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.