Чем повернется к нам избушка? Новые технологии и индустрия гостеприимства

Даже Бабе Яге было понятно: прежде чем решить, что делать с гостем – съесть, или жизненный совет дать – его следует накормить, обогреть, в бане выпарить, а потом уж все остальное. Поэтому в некотором роде ее можно считать основоположницей сегмента HoReCa, по крайней мере, на отечественном рынке. Со временем, конечно, гостеприимство эволюционировало в коммерческую индустрию, хотя и с менее драматичными последствиями для своих клиентов.

Если серьезно, рынок HoReCa, объединяющий отели, рестораны и обслуживание мероприятий, в России достаточно неоднороден: в каких-то своих сегментах развит, в других – только начинает развиваться. Это отражается на объемах инвестиций в мультимедийные проекты, а также на самой философии применения новых технологий в местах питания, проживания и обслуживания гостей. Каковы основные тенденции развития мультимедиа в компаниях этого сегмента, в чем сложности и особенности осуществления таких проектов, - делятся собственным опытом наши эксперты.

Кнопка для клиента

По всем позициям самый массивный пласт сегмента HoReCa – это отели. Их услуги в большинстве случаев включают в себя не только проживание, но и рестораны, кафе, обслуживание мероприятий, развлечения и т.п. Весь этот спектр предполагает наличие серьезных инвестиций в том числе и в высокие технологии – от конференц-залов, систем Digital Signage, до панелей в номерах для видео по запросу. Не говоря уже о системах коммутации, звуковой подготовке, разработке контента и пр.

Сергей Колесников, вице-президент Российской Ассоциации рестораторов: «Отели – инвестиционно емкий бизнес, тут другие масштабы, нежели в ресторанах. Нормальный срок окупаемости отеля – 10-15 лет, тогда как ресторана – максимум 3 года. Сегодня в отелях, помимо джентельменского мультимедийного набора в виде конференц-залов и экранов с навигацией, можно встретить «умный» номер, в котором клиентская информация об оплате счетов, меню ресторанов, доставке еды и напитков, дополнительных услугах визуализируется на сенсорной панели. С нее же постоялец отеля может безо всяких языковых барьеров заказывать себе услуги в номер, поскольку уборка, еда, химчистка и т.п. отображаются с помощью кнопок-иконок. Конечно, такие «фишки» напрямую не влияют на доходность отеля. Однако становятся вполне оправданными в условиях борьбы за клиента».

Есть и оборотная сторона отельного бизнеса в России – очень часто отели в разных городах нашей необъятной страны строятся турецкими подрядчиками, которые подряжаются в том числе и на поставку аудио-видеооборудования и делают это по критерию дешевизны. Стоит ли говорить, что такое оборудование малофункционально и, мягко говоря, не соответствует задачам отеля. Зачастую такие готовые бюджетные решения становятся камнем преткновения для интеграторов, которые сталкиваются с нежеланием заказчика что-то менять, пока совсем все не сломается. Увы, не все понимают, что слабый проектор, неправильное освещение, маленький экран лишают владельцев отеля одного из основных источников дохода.

Душевная атмосфера или мусор для глаз и ушей?

Если с отелями все более-менее ясно, со всеми их особенностями и сложностями, то рестораны – менее прозрачный и инвестиционно емкий сегмент. Хотя, на первый взгляд, с ними все проще с точки зрения мультимедиа. Многие эксперты сходятся во мнении, что тут можно выделить две группы: рестораны высокой кухни, в которых из современных технологий может быть актуален разве что направленный звук и какая-нибудь панель. Вторая группа – места подемократичнее, с претензией на спортивные трансляции, где как минимум необходимы большой экран с проектором, или ЖК, или несколько таковых поменьше, но в разных местах... Хотя и в масштабах небольшого кафе можно наблюдать некоторые тенденции мультимедийного рынка.

Михаил Невзоров, региональный менеджер по России и СНГ компании Mitsubishi Electric: «В спортбарах и кафе проекционное оборудование постепенно вытесняется ЖК-панелями с телевизионной матрицей. Я сам зачастую наблюдаю в таких заведениях сиротливо висящий старенький проектор, который уже никто не использует, и новые ЖК-панели – одну или несколько в зависимости от целей руководства. Причина такого вытеснения понятна: с одной стороны, панель проще и нагляднее, она практически не требует эксплуатационных расходов, не надо следить за лампами и фильтрами и т.п. К тому же в некоторых отечественных кафе пока курят, этот дым плохо влияет на проекционное оборудование, вкупе с испарениями от кухни. Для обычного кафе достаточно несколько ЖК-панелей. Проектор может понадобиться, если хозяин заведения планирует проводить корпоративы – тогда без большого экрана не обойтись. В таком случае лучше использовать DLP и большой экран в 150 дюймов... НО всегда надо помнить, что люди приходят в кафе или ресторан, чтобы поесть и пообщаться, а не посмотреть или послушать...»

Другое дело, конечно – создание атмосферы в заведении. Проект, напрямую денег не приносящий, однако с точки зрения лояльности клиентов очень даже ключевой. Многие наши эксперты говорили о важности обстановки в ресторане или кафе, созданию которой в значительной степени способствует мультимедиа. Другими словами, если вы сидите за столиком, мило общаясь со своим визави под звуки ненавязчивой музыки, вы можете ее даже не заметить. Однако если вы пришли в заведение, где звуковая подготовка отсутствует – вы, скорее всего, это сразу заметите, потому что привыкли к уже определенным стандартам комфорта.

Андрей Скоморовский, компания «Слон» (Калининград): «Основная особенность наших проектов для ресторанов – это обучение заказчика основам звукового оформления залов, в том числе и таких, в которых будет находиться большое количество людей. Часто приходится практически на пальцах объяснять клиенту, что от количества и качества акустических систем прямо зависит комфорт посетителей... Что чем больше акустики и чем она лучше, тем тише и локальнее она будет звучать... Оборудование таких объектов системами видеоотображения обычно укладывается в два-три варианта: обеспечение вещания спутника, возможность переключения на внутренние источники, иногда наличие проектора под мероприятия».

Ирина Кобленц, продакт-менеджер направления звукового оборудования компании AUVIX (Москва):
«Когда речь идет о качественном музыкальном звучании в ресторанах, то, как правило, есть определенная активная зона прослушивания, которую нужно оснастить направленным звуком. Какие решения использовать – зависит от дизайна помещения и целей заказчика. Главный критерий выбора – мощность, сила звукового давления и возможность работы в стереорежиме. Также важные моменты – правильно встроенный звук, грамотно подобранные музыкальный контент и громкость, так как все это влияет на настроение клиента и на то, сколько времени он проведет в этом месте. Сложность таких проектов заключается в том, что акустику планируют по остаточному принципу, поэтому стоит ли удивляться, что на стадии строительства не продумываются влияющие на звуковую подготовку моменты. Отсутствие кабельных сетей, возможности врезать акустику или непригодность, к примеру, потолка для встраивания некоторых моделей стерео-оборудования – не редкость».

В процессе нашего опроса нередко встречалось мнение, что мультимедиа для многих ресторанов – не столько необходимость, сколько нечто, установленное для WOW-эффекта. Статусные рестораны премиум-класса ограничиваются либо направленным звуком, либо живой музыкой и какой-нибудь панелью для собственных роликов. Хотя, как вы увидите из материалов этого номера, и весьма гламурный ресторан, вернее, его руководители, могут подумывать о спортивных трансляциях для своих клиентов. С другой стороны – более экономичные заведения зачастую вкладываются в мультимедиа по остаточному принципу, и то не особо думая о контенте. Картинка МузТВ на панелях и не совпадающее с ней музыкальное сопровождение – явление тоже, увы, нередкое.

Михаил Невзоров: «Часто картинка в таких заведениях – это мусор для глаз. У нее вспомогательная функция, хотя в таких случаях довольна бесполезная, по-моему. Люди приходят поесть, а не получить информацию. Поэтому ресторатору и не надо тратиться на мультимедиа, если он не хочет, чтобы его заведение включало в себя элементы спортбара. В последнем случае большой экран может быть наживкой для клиента».

Сергей Колесников еще более категоричен: «Несколько лет назад я сам мечтал открыть собственный ресторан. Сейчас я наверняка знаю, что этого делать не буду: это сложнейший бизнес на грани операционной рентабельности, если работать «вбелую». Затраты на WiFi можно понять – без доступа к Интернету сегодня почти никто в кафе или ресторан не придет. А вот если не будет цифрового меню, но будет вкусная котлета
– придут и не один раз. Многие рестораны без экранов с невнятным контентом вообще выглядели бы пре- красно. Поэтому, чтобы оправдать затраты на технические изыски, нужно нанимать маркетолога и создавать контент. А это тоже затраты, которые неизвестно когда себя окупят и окупят ли... А удивлять клиента можно и хорошей кухней, и чистыми местами общественного пользования, которые, кстати, можно сопроводить звуковой подготовкой. И не так затратно и клиенту приятно».

Правда, надо сказать, что большинство наших экспертов все же считают, что затраты на мультимедиа при грамотном подходе – не столь значительная доля расходов на проект, а преимуществ дает множество. Если, разумеется, владельцы заведения не хотят закрыться через два года лишь потому, что не преодолели порога окупаемости из-за «невозвращаемости» к ним клиентов. А последнее – следствие того, что в заведении неуютно.

Пространство, время, еда

Одно из сравнительно новых сегментов рынка HoReCa – предоставление пространства и обслуживание мероприятий, от деловых встреч до масштабных конференций и шоу. При всем, на первый взгляд, богатстве выбора, площадок, на которых можно провести на должном уровне масштабное мероприятие не так много, а оснащенных по последнему слову техники, способных отвечать всему спектру мультимедийных потребностей клиента – единицы.

Из технических решений в этом сегменте представлен весь спектр мультимедийного рынка – конференц-системы, ВКС, видеостены, пресс-центры, системы DS, проекционные технологии, программные решения – от внутренней навигации и телевидения до управления контентом клиента и профессионального телевещания. Ресторанное обслуживание, как правило, в таких организациях осуществляется внешними силами. Применяются также арендные решения, если под конкретное мероприятие стационарного оборудования не хватает.

Ирина Кобленц: «В случае с кейтерингом может использоваться активная акустика, портативные комплексы, которые можно легко собрать-разобрать и удобно перевозить. Это, как правило, активные колонки, сабвуферы, радиомикрофоны, микшеры и т.п».

Директор одного такого пространства, пожелавший остаться неназванным: «Мы даем эксклюзивный продукт рынку. Наша компания может провести мероприятие любого масштаба, включая театральное шоу, и быть уверенной, что все силы направлены на обслуживание именно этого мероприятия. Поэтому мы в свое время максимально вложились в оборудование – у нас уникальная конференц-система и трансформируемый под любые задачи зал. В отелях, даже самых продвинутых, такие мероприятия растворились бы в атмосфере самого отеля. А у нас все – и только для клиента».

Впрочем, рынок знает и примеры использования больших площадей, некогда производственных, где необходимость в трансформерах отпадает по объективным причинам. Но здесь решается масштабная задача технического оснащения этих площадей, многокилометровой коммутации, организации помещений под разные задачи, интеграции и т.п. И как показала практика, если все это делать, продумывая каждую мелочь на стадии планирования, через два года клиенты начнут приходить сами и можно будет позволить себе отсутствие отдела продаж.

От бумаги – к цифре

Российский рынок HoReCa – рынок контрастов. Где еще одновременно встретишь умный номер со стационарной зарядкой для iPad, цифровое меню в каком-нибудь «Бургер Кинг», дистанционное управление оборудованием через интернет, и вместе с тем – счет за проживание, выписанный карандашом на бумаге, отсутствие не только Интернета, но, временами, и электричества, а также в лучшем случае врезанную в потолок ресторана автомобильную магнитолу с динамиками... И все это будет нашей действительностью.

Словом, при всей своей противоречивости, рынок растет и становится более инвестиционно емким. Задача на сегодняшний день – этот рынок воспитывать, объясняя заказчикам, как грамотно и вовремя ставить задачи, и показывать им новые источники доходов и лояльности клиентов. Эти задачи ложатся, прежде всего, на плечи интеграторов в силу отсутствия в стране института независимых консультантов.

 

28.02.2014

Источник: Мария Бонькина, Equal-AV


К списку новостей


Задать вопрос

Новости компании

28.11.2016

Приглашаем на вебинар по партнерской программе компании Vinteo

1 декабря в 10.00 по московскому времени состоится вебинар производителя систем видеоконференцсвязи компании Vinteo.

28.11.2016

Вебинар «Решаем вопросы аудио оснащения переговорных комнат»

Продакт-менеджер по звуковому оборудованию AUVIX Мария Кузьо рассказала об особенностях звукового оборудования для различных сфер применения.

Все новости компании


Запросить условия сотрудничества

Заполните и отправьте форму запроса и наш специалист обязательно свяжется с Вами для уточнения деталей.